Главная - Невербальное общение
О народной масленичной потехе взятия снежного городка. Сочинение по картине В.И

С наступлением зимы на Руси заканчивались все полевые работы. И это понятно - снег, мороз, нет ни желания, ни возможности трудиться в такую погоду. Что не успели за осень - оставляли на весну, зимой же лучше отдохнуть.

Взятие снежного городка

Снежная битва

Пока старики лежали на печи, резали деревянные ложки да плели лапти, молодёжь отдыхала по-своему. Юноши и девушки катались с горок, играли в снежки, устраивали гулянья. Но самым популярным видом зимнего развлечения, самой весёлой забавой считалось взятие снежного городка.
Когда устанавливалась нужная погода - вдоволь снега, но уже слегка подтаявшего, и на улице не слишком морозно, - на сооружение зимней крепости собиралось всё село. Приходили и из соседних деревень - лишние руки не помешают. Лопатами вырезали из плотного снега аккуратные «строительные блоки», возводили по периметру крепость - снежную стену в два метра высотой, а то и выше. Затем делились на две команды: одна должна была всеми силами защищать городок, другая - захватить его.
Защитники оборонялись жестоко. Отбивали атаки мётлами и лопатами, швырялись в нападающих плотными снежками, сыпали на головы врагов снег целыми вёдрами и даже стреляли из ружей (разумеется, холостыми зарядами). Но и атакующие были не промах. Они в свою очередь делились на «коней» и «всадников», садились верхом друг на друга и плотной массой с гиканьем и разудалыми криками наваливались на снежные стены.
Атака начиналась и прекращалась по команде специально выбранного судьи - «городничего». Он же и определял победителей.
Несмотря на большое количество народа и яростные битвы, до кровопролития при взятии городка никогда не доходило (разве что кому-то особо плотным снежком нос разобьют). А все потому, что городок атаковали парни, а защищали его… исключительно девушки. У девушек в городке хранилось своё «знамя» - чья-нибудь пёстрая шаль. Тот из нападавших, кому удавалось захватить это знамя, получал право перецеловать всех защитниц. Летописи указывают, что такого права редко кто добивался.

Суриков и Сибирь

В 1888 году художника Василия Ивановича Сурикова настигло большое горе - умерла его горячо любимая жена. Сорокалетний живописец забросил свои картины и погрузился в глубокую депрессию.
Видя такое положение, мать и брат художника пригласили его вместе с дочерями - десятилетней Олей и восьмилетней Леной - к себе в гости, в Красноярск. Ну, как в гости - Суриков сам был родом из Красноярска, но в последние годы все больше жил в столицах да ездил по заграницам. И мысль побывать в родном городе показалась ему заманчивой.
Родная Сибирь сотворила чудо. Побывав на роскошных зимних гуляньях, понаблюдав, как парни и девушки вместе строят, а потом весело разрушают снежные крепости, прокатившись несколько раз на санях по заснеженным просторам, художник вышел из депрессии и вновь взялся за кисти. Так на свет появилась картина «Взятие снежного городка».
После Суриков ещё неоднократно возвращался в родной город. Именно там у него зародился замысел картины «Покорение Сибири Ермаком» - полотна, на котором изображена страшная битва, но при этом нет ни крови, ни трупов.

Созданию этой работы предшествовал непростой период в жизни Василия Ивановича Сурикова : в 1888 году умерла его жена. Это был , он практически забросил занятия живописью. Спасением стал отъезд в Сибирь – на родину Сурикова. Там он начал плодотворно работать, постепенно избавляясь от тоски. В это время и родилась его известная картина «Взятие снежного городка».

На полотне Суриков запечатлел старинную народную игру в «городки». Суть игры состояла в следующем: строилась стена из снега и для прочности обливалась водой. Участники разбивались на две команды и размещались по разные стороны стены. Одна из команд должна была захватить крепость, а другая защитить. Смельчаки верхом на коне пытались прорваться сквозь снежную преграду, а защитники, вооруженные хворостинами, отпугивали лошадь, тем самым не давая всаднику осадить крепость.
На картине мы видим кульминационный момент, когда игрок верхом на коне, преодолев все препятствия, врывается в крепость и рушит ее.

Композиционно полотно делится на три части. Центральная фигура – это всадник верхом на коне. В левой и правой частях мы видим зрителей, с интересом наблюдающих за игрой. Царит азарт и всеобщее веселье: как игроки, так и зрители полностью вовлечены в процесс. На полотне преобладают чистые, яркие тона, что создает атмосферу праздника и веселья.
Мастер уделил особое внимание деталям. Тщательно прописаны элементы одежды, можно даже рассмотреть материал и фактуру ткани. Натуралистично запечатлён и окружающий пейзаж. Со скрупулезностью Суриков выписывает снег: мы видим даже следы от саней и снежки, отлетевшие от снежной крепости.

Художник хотел максимально реалистично передать все детали и подробности игры. Для этого друзья Сурикова даже специально устроили подобную забаву, во время которой художник сделал очень много карандашных набросков.

Не случайно и то, что Суриков выбрал в качестве сюжета картины именно сцену из жизни обычных людей: Суриков был одним из передвижников, для которых изображение жизни простых крестьян было одной из главных задач. Люди на картине – это типичные сибиряки, земляки художника.
Впервые картина была показана в 1891 на XIX выставке передвижников. После выставки на Сурикова обрушился шквал негатива. Критики остались недовольны выбором сюжета, называя его «бедным и анекдотичным». Публика, привыкшая к салонному и академическому искусству, также не оценила полотно. Но сам художник был уверен в своей правоте, утверждая, что народное творчество – это то, к чему нужно постоянно обращаться и в чем искать вдохновение.

Картина Сурикова «Взятие снежного городка» полна веселья и радости. На ней изображено много людей, собравшихся, судя по всему на праздник. Действие происходит на открытой местности, возможно на большой поляне. Видно, что это ровное место, а на заднем фоне виднеются заснеженные горы и холмы. Художник изобразил праздничные гуляния, на которые пришли все жители округи.

Действие напоминает детскую забаву по построению крепости из снега. Видно, что сооружение состоит из больших комков снега. Это сооружение разбивает всадник на коне. Всадник в высокой меховой шапке, а конь темного окраса с черной гривой. Он разбивает снежную преграду своими копытами. Перед снежной крепостью изображен человек на санях с палкой в руках. Скорее всего, рядом с ним есть еще люди, они защищают крепость. За всадником толпа веселых людей, которые тоже с палками в руках. Они пришли, чтобы захватить крепость. «Взятие снежного городка» ‒ это такая забава, на которую собираются все жители. Одна группа людей как бы защищает снежную крепость, а другая пытается ее разрушить.

На картине много улыбающихся, смеющихся людей. Каждый персонаж прорисован до мельчайших деталей. Все в теплых тулупах, шапках и валенках. У каждого человека свое выражение лица, но их всех объединяет безудержное веселье. Даже сани, изображенные справа, нарисованы со всеми нюансами. Художник точно передал ощущение праздника и радости. Благодаря четко прорисованным деталям, картина выглядит как фотография, как будто автор сумел запечатлеть именно тот миг, когда конь разбивает крепость. Веселая толпа людей кажется яркой, благодаря контрасту одежды и белого снега. Все жители радуются происходящему как дети. Суриков передал настроение толпы путем тщательной прорисовки каждого выражения лица и мельчайших деталей.

Взятие снежного городка

Взятие снежного городка - старинная народная игра . Игра была частью масленичных празднований. Впервые описана этнографом Иоганном Гмелиным .

«Городок» строился на реке, или на площади города, селения. Обычно «городок» состоял из двух стен с воротами между ними. Стены из снега, облитого водой. Ворота могли быть двойными в виде арок - одни напротив других, с верхними перекладинами. На воротах из снега устанавливали разные фигуры: чаще всего это были петух, бутылка и рюмка. Ф. Зобин сообщал, что перед штурмом городка «В прежнее время грамотный крестьянин около этого города читал какое-то сказание о Маслянице, существе обжорливом, истребившем много блинов, масла и рыбы».

Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды - осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять «городок» - значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. После игры победителя «мыли» в снегу. Игра зачастую заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для административных запретов.

В некоторых сёлах за порядком боя при взятии «городка» следил «городничий», он же давал знак к началу боя. В других местах к воротам подъезжал вымазанный сажей «царь», который читал речь (иногда обнажённым), по окончании которой подавал знак к началу взятия городка.

В упрощённом варианте игры вместо строительства снежной крепости устанавливался вертикальный столб, который также назывался «городком». На вершину столба привязывали бутылку вина, платок, жареного петуха или поросёнка. Столб смазывался свиным жиром. Победитель должен был подняться до вершины столба, и снять приз.

В наше время штурм снежного городка - распространённая масленичная забава, однако происходит в более гуманной форме, чем в дореволюционные годы.

Литература

  • Красноженова М. В. Взятие «снежного городка» в Енисейской губернии. Иркутск, 1921.
  • Авдеева Е. А. Очерки Масленицы в Европейской России и Сибири, в городах и деревнях // Отечественные записки. СПб. , 1849.
  • Горбунов Б. В. Традиционные состязания за обладание снежной крепостью-городком как элемент народной культуры русских // Этнографическое обозрение . 1994.
  • Городцов П. А. Праздники и обряды крестьян Тюменского уезда // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1915.
  • Зобнин Ф. К. Игры в слободе Усть-Ницынской Тюменского округа // Живая старина . СПб., 1896.
  • Новиков А. Несколько заметок о сибирской маслянице // Сибирская живая старина. Иркутск, 1929.
  • Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния. Составитель А. Макаренко. СПб., 1913.

Ссылки

  • Взятие снежного городка // Российский Этнографический музей

Категории:

  • Картины по алфавиту
  • Картины 1891 года
  • Подвижные игры
  • Картины Василия Сурикова
  • Русские обряды
  • Русские народные игры

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Взятие Тбилиси (627)
  • Взять Тарантину

Смотреть что такое "Взятие снежного городка" в других словарях:

    Суриков, Василий Иванович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Суриков. Василий Суриков … Википедия

    Василий Иванович Суриков - Василий Суриков Автопортрет Дата рождения: 24 января 1848(18480124) Место рождения … Википедия

    Василий Суриков - Автопортрет Дата рождения: 24 января 1848(18480124) Место рождения … Википедия

    Масленица - «Масленица» … Википедия

    Суриков Вас. Ив - СУРИКОВ Вас. Ив. (1848 1916) живописец, академик АХ (1895). Род. в Красноярске, в казачьей семье. При поддержке енисейского губернатора П. Н. Замятина и на средства золотопромышленника мецената П. И. Кузнецова был отправлен в Петербург, где… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Суриков - I Суриков Василий Иванович , русский исторический живописец. Родился в казачьей семье. Учился в петербургской АХ (1869 75) у П. П. Чистякова. Действительный член петербургской АХ (1893).… … Большая советская энциклопедия

    Суриков Василий Иванович - (1848 1916), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1869 75) у П. П. Чистякова. Член ТПХВ (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников. Уже в годы учения обратившись к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть… … Художественная энциклопедия

    МАСЛЕНИЦА - Сырная неделя, зимний народный праздник, предшествующий Великому посту. Самая ранняя Масленица приходится на конец января начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя на конец февраля начало марта. Название «Масленица» возникло потому, что на… … Русская история

    Снежная крепость - Снежная крепость временное «фортификационное» сооружение из снега и льда, элемент детских игр в верхних широтах в зимнее время. В условиях температуры около 0°С снег обладает липкими свойствами, что позволяет сооружать из него различные… … Википедия

    ЗИМА - Время года между осенью* и весной*. В России самое долгое и холодное время года. Календарная зима три месяца: декабрь, январь, февраль. В действительности, зима в России наступает уже в ноябре, а заканчивается в марте. Еще осенью большинство… … Лингвострановедческий словарь

О том, что существовала такая игра, проводившаяся на Масленицу, все знают по одноименной картине Василия Сурикова, написанной в 1891 году (ныне хранится в Русском музее).

Работа над картиной «Взятие снежного городка» проходила на малой родине Сурикова, в городе Красноярске, где художник некоторое время жил после скоропостижной смерти своей жены. Боль утраты он «лечил» работой, пытаясь в родном доме набраться сил и при помощи изобразительного искусства найти смысл жизни.

Работа «Взятие снежного городка», имеющая жанровый характер, была написана Суриковым по этюду. Для картины художнику позировали родственники и близкие друзья.

Николай Николаевич Третьяков говорил на лекциях по русскому искусству в Суриковском художественном институте и во ВГИКе:

«Картины Сурикова кинематографичны. Такой близости к кинематографу, к фотографии, как «Взятие снежного городка», пожалуй, нет ни у какой другой его работы. Показателен момент взятия крепости, когда комья снега летят как камни, град и пепел в «Последнем дне Помпеи» Карла Брюллова. Фрагменты картины удивительны по своей экспрессии, которая очень ценилась в старой Академии художеств, но ее иногда понимали внешне, формально, а здесь она дана документально: в костюмах, головных уборах можно открыть неожиданные этнографические детали, потому что для Сурикова в них выражена история народов Сибири и Азии.

Суриков очень любил в искусстве ракурсы и в этом смысле особенно ценил греческую скульптуру «Лаокоон». Его «замахнувшийся прутом» во «Взятии снежного городка» - своего рода опрокинутая скульптура, хотя руки с хворостинами - момент движения. Картину можно разбить на ряд кадров.

«Взятие снежного городка» является, конечно, преимущественно костюмной работой. Суриков всегда ценил в одежде узорочье, красочность, яркость. И, пожалуй, никто из русских художников так не понимал традиционный костюм, как Суриков, который дал ему и словесную характеристику. Для художника одежда всегда выражает образ жизни человека».

Суриков изучал историю донских казаков, считая, что сибирские казаки, к которым принадлежал его род, вышли с Дона. Он изучал традиции казачьих сел, в том числе народные игры, который проводились на Масленицу. Одной из таких воинских состязательных потех было взятие снежного городка, известного с XVIII века. Первоначально в игре участвовало только служилое население, но позже стали играть все сельские жители. При помощи такого состязания юноши готовились к защите Отечества и семьи.

До революции снежные городки устанавливали в станицах на площадях за две недели до Масленицы, чтобы снег слежался, утрамбовался, окреп, обледенел. Крепости представляли собой большие конусы высотой 8-10 м и около 6 м в диаметре (напоминали высокие стога сена с почти отвесными боками). Вокруг они обносились невысокими, в 1,5 м, снежными валами.


В день, назначенный для взятия городка, на площади собирались все станичники, которые приходили с семьями. Одни принимали участие в состязании, другие - смотрели и болели. В толпе можно было слышать такие разговоры:

А что, папака, будет такой Карс-то, который ты в туретчине-то брал? - спрашивал мальчуган своего отца, вспомнив его рассказ про взятие турецкой крепости Карса и указывая на городок.

Будет! Почитай што такой! - отвечал, улыбаясь, отец.

А Хива?

Ну, Хива будет поменьше Карса…

А коли так, то и я и возьму!

Знамо возьмешь! Как подрастешь малость, то и возьмешь! - отвечал отец, трепля по плечу будущего героя.

Перед штурмом на вершине городка укрепляется флаг и возле него клались призы. Защитники, вооруженные большими деревянными лопатами, а иногда и ружьями, заряженными холостыми патронами, занимали места за валом. Отряд, предназначенный для штурма (в его рядах были и конные, и пешие), отводился от него на 40-50 м и выравнивался.


Когда все было готово, распорядитель (станичный атаман) подавал сигнал «шагом», а затем «карьер». По первому сигналу казаки начинали движение, а по второму с гиком бросались на городок. В тот момент, когда они подскакивали к валу, их встречали выстрелами и массой снега, который залеплял глаза и людям, и лошадям, отчего происходило замешательство. Между атакующими и защитниками завязывалась борьба. Первые стремились проникнуть за вал к городку, а последние старались не пустить их, пугая лошадей и забрасывая снегом. Иногда перед валом в момент атаки зажигалась солома.

Когда атакующие преодолевали вал и оказывались у крепости, то они бросали лошадей и при помощи обломков пик или заостренных колышков лезли на почти отвесные стены городка, стараясь перегнать один другого.

Снег часто не выдерживал тяжести людей, поэтому они падали вниз и снова устремлялись на стены. В то время защитники засыпали их снегом. Тот, кто первым взбирался на вершину, к флагу, тот получал приз.

После взятия городков устраивалась джигитовка, за что ее участники получали от атамана в награду несколько серебряных рублей. Рубли завертывали в платки и бросали на снег. Едва успевали их разбрасывать, как они сразу попадали в карманы молодцов-джигитов, которые живо подбирали их с земли на карьере. За удалое взятие городков и лихую джигитовку казаки и казачата удостоились получить благодарность наказного атамана, после чего в стройном порядке с песнями и взятыми с городков флагами отправились по улицам станицы.

Более подробное описание народной игры см. в источнике: Бердская слобода

Письменные источники:
Журнал «Разведчик» (1896, 18 мая. №292-293).
Журнал «Разведчик» (1895, 1 марта. №229).
«Оренбургская газета» (1899, 4 апреля. № 626).

Сегодня традиции взятия снежного городка возрождаются.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS