Главная - Логопедия
Культура как многоуровневая система (структура культуры). Культура как система, структурная целостность культуры

В современной культурологии довольно прочно закреплено представление о культуре как о сложной многофункциональной и многоуровневой системе, вбирающей и отражающей противоречия всего мира. Однако такое восприятие культуры утвердилось далеко не сразу. Оно стало плодом интеллектуального творчества многих культурологов XIX–XX вв., намечавших и развивавших системный подход.

Начало системному рассмотрению культуры было положено Эдуардом Бернеттом Тайлором в работе «Первобытная культура». На основе изучения большого этнографического материала автор описывает и анализирует конкретные элементы первобытной культуры на фоне культуры мировой и формулирует целостное видение культуры первобытности в контексте теории анимизма – специфической веры первобытного человека в одушевленность всей природы, которая связывала в единую целостность весь его практический опыт построения отношений с окружающим миром. Будучи сторонником эволюционной теории, Тайлор ставил перед собой конкретную цель – показать культурное единство и единообразное развитие человечества на пути от «дикости» через «варварство» к «цивилизации». С точки зрения английского ученого культура представляет собой целостность, которая складывается из знаний и верований, искусства и нравственности, законов и обычаев, традиций и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Большое влияние на становление представления о культуре как о целостной системе оказал известный американский культурантрополог Лесли Уайт. Категория «культура» понимается им как особый объект действительности, специфичный класс социальных явлений. Она представляет собой объективное образование, не зависящее от отдельного человека и человеческого сообщества и подчиняющееся лишь внутренней логике развития. А потому ее следует рассматривать без обращения к индивидам.

В культуре как целостной системе Л. Уайт выделяет три подсистемы:
— технологическую подсистему, которая характеризует взаимоотношения человека с природой, использование им технических средств и орудий труда, типы жилищ, особенности питания и т. п.;
— социальную подсистему, которая содержит в себе общественные отношения и соответствующие им типы поведения, включая системы родства, экономических, военных, этических и т. п. отношений;
— идеологическую подсистему, которая включает в себя идеи, верования, обычаи, а также различные виды знания.

Идея культуры как целостной системы активно воплощалась и в творчестве «британской социальной антропологии», одним из ярких представителей которой является Бронислав Малиновский. Понятие «культура» является для него центральным, а исследование протекает в области анализа форм социальных связей и социального контроля. Малиновский проводил исследование функциональности социальных институтов в структуре культуры как целого – их роль и значение для функционирования культурного организма. В частности, он показал, что разрушение одного из институтов культуры ведет к нарушениям в системе социального взаимодействия. Культура – это способ социального контроля, своего рода культурный стандарт жизни, который осуществляется в традиционном обществе. Культура складывается на базе основных или естественных потребностей человека, к которым примыкают производные потребности. Способы удовлетворения основных и производных потребностей различны для различных типов культуры. Однако каждая культура как социальная система – самодовлеюща.

Приведенные концепции культуры как целостной системы далеко не бесспорны. Но, несмотря на свои противоречия и недостатки, они предлагают реализацию весьма продуктивного подхода – рассмотрения культуры во всей ее функциональной полноте, а не как простой совокупности отдельных элементов. В настоящее время системное восприятие культуры является доминирующим в культурологии. Весьма часто культуру представляют как целостный организм – сложное по деятельности и многообразное по формам образование. В этом организме взаимосвязано функционируют нравственность, религия, искусство, наука, философия, идеология, политика, мировоззрение и др. Сложное взаимодействие таких систем артефактов образует целостную ткань культуры. Культура как целостность проявляет себя через осуществление специфически присущих ей функций. Ниже рассмотрим основные функции системы культуры.

Главной функцией культуры как системы является человеко-творческая или гуманистическая функция. Она выражает и воплощает основную цель культуры – всестороннее развитие человека, его творческих потенций и стремлений духа. Все остальные функции так или иначе связаны с ней или даже вытекают из нее.

Важнейшей является функция трансляции (передачи) общечеловеческого (в том числе социального) опыта. Нередко ее называют функцией исторической преемственности, или информационной. В ней культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому неслучайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти с вытекающими отсюда последствиями.

Другой ведущей функцией системы культуры является познавательная (гносеологическая), которая тесно связана с предыдущей и вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Регулятивная (нормативная) функция связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон общественной деятельности и личной жизни людей. В сферах труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Данная функция опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Важнейшей в системе культуры является семиотическая (знаковая) функция. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает овладение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. К примеру, естественные науки (физика, химия, биология) располагают собственными знаковыми системами. Специфические языки необходимы для познания мира музыки, живописи, театра. Важнейшим средством овладения достижениями национальной культуры остается литературный язык.

Наконец, ценностная (аксиологическая) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Критерием соответствующей оценки, как правило, выступает нравственное или интеллектуальное содержание.
Итак, системный подход позволяет рассмотреть культуру в функциональной связи с человеком (обществом). Помимо этого, имеет смысл рассматривать культуру с позиций ее внутреннего строения. На этом основан структурный подход. Так, в современной культурологии принято говорить о структуре (структурах) культуры, то есть ее составных компонентах, которые иногда рассматриваются вполне обособленно, в условном отрыве от функционального единства. Данный подход оказывается весьма эффективным с методической точки зрения – как удобный способ изучения отдельных явлений или компонентов культурной среды. В зависимости от целей исследования в ходе анализа могут быть выделены такие разные культурные образования, как национальная культура, городская культура, христианская культура, социальная культура, художественная культура, личностная культура, молодежная культура и т. п.

Для отечественной культурологии XX века типичным было деление культуры на такие ее подвиды, как материальная культура и духовная культура. Обычно эти две стороны культуры представлялись как антиподы. Культурологи нового поколения склонны отрицать антагонистичность этих двух подвидов культуры, воспринимая данное разделение как чисто условное и настаивая на органической целостности культуры. Действительно, та целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни – это целостность материальной и духовной жизни человека, целостность всех тех материальных и духовных средств, которыми он пользуется ежедневно, то есть это целостность материальной и духовной культур.

Под материальной культурой принято понимать культуру труда и материального производства, культуру быта, культуру топоса или места жительства (жилища, дома, деревни, города), культуру отношения человека к собственному телу, физическую культуру. Материальная культура включает в себя разнообразные артефакты, в которых природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь. В данном случае, вещь – это предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека. Иначе говоря, материальная культура – это человеческое «Я», выраженное в вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это дух, нашедший свое предметное выражение.

Раскрывая объем понятия «материальная культура», следует сказать, что в него, помимо всего прочего, входят разнообразные средства материального производства. Среди них – энергетические и сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Здесь и орудия труда – от простейших орудийных форм до сложных машин. Это и разнообразные средства потребления, продукты материального производства, различные виды материально-предметной, практической деятельности человека, а также материально-предметные отношения человека в сфере технологии производства или в сфере обмена. Необходимо подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей – архитектурные ценности, сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и рукотворные ландшафты.

Помимо этого, материальная культура содержит в себе и материальные ценности прошлого (например, памятники архитектуры, археологические объекты и т. п.), а потому объем материальных ценностей культуры гораздо шире объема материального производства. Следовательно, нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности. Однако и то, и другое оценивается культурологией с точки зрения создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его душевных свойств, духовных качеств, творческих потенций, самой сущности человека как субъекта культуры. Прямой зависимости между уровнем развития материально-технической стороны жизни и духовным уровнем развития человека, по всей видимости, не существует. Однако достижения материальной культуры могут способствовать (или препятствовать) созданию различных средств воплощения творческих идей и замыслов человека в его стремлении улучшить мир и самого себя.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную, интеллектуальную и эстетическую деятельность людей, а также философский, нравственный, художественный, правовой, педагогический, религиозный срезы культуры. Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой, – и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры могут существовать в разнообразных формах. Среди них – обычаи, нормы и стандарты поведения человека, сложившиеся в конкретных исторических и социальных условиях. Здесь находятся и нравственные, эстетические, религиозные, политические идеалы и ценности, а также различные идеи и научные знания. Условно их тоже можно называть продуктами деятельности человека. Как и продукты материального производства, они используются в жизнедеятельности человека, в том числе – для удовлетворения его потребностей.

В настоящее время считается, что духовная культура имеет приоритетную значимость, поскольку удовлетворение высоких духовных запросов человечества – миссия гораздо более важная и сложная. Кроме того, важно учесть, что человек сохраняет способность дерзать и творить (в том числе и в материальной сфере), проявляя неисчерпаемую фантазию и гений, руководствуясь только потребностями своей души. Обратившись к истории культуры, можно убедиться, насколько величие человека проявлялось именно в сферах духовной культуры. При этом довольно часто материальные блага совершенно не принимались в расчет, и только запросы высшего порядка имели место. Достаточно перечислить и проанализировать основные формы существования духовной культуры, чтобы понять ее значимость для человечества. К всеобщим формам духовной культуры относятся миф, религия, нравственность, искусство, философия и наука. В каждой из этих форм человек по-разному может реализовать свое творческое начало. Каждая из них обладает своей специфически окрашенной системой смыслов и символов.
Миф представляет собой, прежде всего, исторически первую форму духовной культуры, которая сохраняется и тогда, когда он утрачивает свое абсолютное господство. Миф представляет собой измерение душевной жизни человека, и суть его состоит в том, что он определяет бессознательное смысловое породнение человека с силами бытия, будь то бытие природы или бытие общества. Для мифа характерна синкретичность (неразделенность) сознания его носителей, выражающаяся в том, что человек не осознает свою идентичность, отделенность, самость. В те исторические периоды, когда миф выступал единственной формой культуры, человек не мог отличить смысл от природного свойства, а потому все в природе становилось для него одушевленным: мир наполнялся сонмом родственных человеку существ (демонов, богов, духов и т. п.). С утратой мифом своего доминирующего статуса меняются и разновидности мифотворчества (мифополагания). Миф занимает место одного из путей примирения с враждебной или дружественной человеку реальностью (например, отождествление смысла индивидуальной человеческой жизни с коллективными интересами в тоталитарном государстве).
Религия, приходящая на смену мифу в качестве доминанты духовной культуры, тоже выражает потребность человека ощущать себя частью бытия. Однако отличие здесь заключается в том, что человек ищет свои основания не в окружающей природе и мире. Развитая религия предполагает наличие потусторонней (трансцендентной) сферы, в которой помещены боги (бог). Таким образом, религия предполагает обожествление не природы (природных свойств), а сверхприродных сил самого человека: прежде всего, духа, обладающего свободой, творчеством и бессмертием. Помещая божественное за пределами космоса, понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия делала возможным освобождение человека от мифологической (первобытной) слитности с природой, преодоление синкретичного мышления и внутренней (бессознательной) привязанности человека к природным явлениям и стихиям.

Такое освобождение средствами религии (необязательно организованной) возможно и для современного человека, например на путях поиска преодоления деструктивной привязанности к внешним проявлениям жизни.

Возникновение нравственности становится возможным только после того, как преодолевается абсолютное господство мифа. Поскольку в мифологическую эру человек внутренне сливался с жизнью коллектива, то для его поведения не требовались средства сознательного контроля: это происходило на бессознательном уровне благодаря программированию магическими табу (запретами). Преодоление синкретизма ведет к возникновению потребности в самоконтроле, поскольку теперь индивид осознает себя внутренне автономным от коллектива. Первыми нравственными регулятивами становятся для него долг, стыд и честь. В дальнейшем возникает более сложный регулятив – совесть, – соответствующий повышенному уровню внутренней автономности человека и формированию в нем зрелой личности. Постепенно нравственность начинает проявляться как внутренняя саморегуляция, а не как нечто навязанное человеку извне, хотя это и не исключает сохранения специфических форм подчинения индивида внешним поведенческим стандартам (например, феномен моды).

В любом случае развитая нравственность – это творческая реализация духовной свободы человека, которая ищет своего выражения через созидание, а не через ограничение.
Искусство как форма духовной культуры существовало параллельно с мифом и религией. Оно становится возможным как воплощение потребности человека в образно-символическом переживании и выражении значительных моментов и проявлений своей жизни. Считается, что искусство создает эффект «второй реальности», продуцируя мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Оно обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного периода исторического времени. Важно также отметить и то, что само приобщение к миру искусства, самовыражение и самопознание индивида в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Философия как теоретическое мировоззрение исходит из понятия «мудрость» (софия) в качестве основополагающего. Интерпретируя данное понятие в самых разнообразных вариациях, философия стремится выразить мудрость мыслительными средствами и категориями. Иначе говоря, философия – это теоретическое осмысление общечеловеческого опыта постижения сущности бытия, включая бытие самого человека. Философия возникла как попытка преодоления внерационального мифа, в котором также выражалась мудрость, но в таких формах, которые не допускали ее критического осмысления и рационального доказательства. Рациональность – основа классического философского метода (даже те философские школы, которые критически настроены по отношению к категории рациональности, выражают свое миропонимание рационалистическими способами). Помимо этого, философия, обращаясь к смысловым основам сущего, видит вещи в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. А потому философия выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Именно это обстоятельство, по всей видимости, дало Гегелю основание называть философию теоретической душой культуры.

Неслучайно многие классические культурологические теории создавались философами, занимавшимися осмыслением мира культуры.

Наука представляет собой форму духовной культуры, в которой реализуется конкретная цель – рациональная реконструкция мира на основе постижения его существенных закономерностей. Будучи неразрывно связана с философией (последняя весьма часто выступает как методология научного познания), наука все же имеет свои принципиальные отличия. Самое главное заключается в том, что наука не удовлетворяется абстрактными выводами, обоснованными логической аргументацией, а ищет подтверждения своим гипотезам в эксперименте. Наука – это один из самых молодых институтов в структуре культуры (становление классической концепции науки относится к XVI–XVII вв.), который, тем не менее, оказывает значительное влияние на развитие культуры. Она представляет собой особый способ производства объективных знаний, фактор выживания человечества и его преобразования. Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Однако в последнее время в философской среде проявляется весьма ощутимый скепсис в отношении классической модели науки. В частности, ставится под сомнение сама возможность продуцирования человеком объективных знаний через так называемый научный поиск. Все чаще поговаривают о «смерти науки» в ее ценностном измерении. Существует также мнение о том, что наука – это один из вариантов мифа, то есть особая мифологическая модель объяснения мироздания, ставящая во главу угла средства логического объяснения результатов эксперимента и наблюдений – модель, изживающая себя и наносящая значительный вред духовному развитию человечества.

Проанализировав основные формы духовной культуры, можно убедиться в огромной значимости для человека именно духовной культуры. Но справедливости ради следует заметить, что нередко материальное и духовное выступают нераздельно. Действительно, для того чтобы иметь возможность воплотить определенные художественные или интеллектуальные задачи, порой необходима солидная материальная база. Например, это относится к созданию масштабной кинопродукции, проведению дорогостоящих экспериментов с целью доказательства научных гипотез, возведению архитектурных шедевров и т. п. Но поскольку во всех явлениях культуры материального порядка присутствует духовная составляющая, то именно духовную культуру следует признать доминантой структуры культуры.

Важно отметить, что подразделение на материальную и духовную культуру зачастую бывает чисто условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или к духовной. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, как бы «пронизывая» всю ее систему. В ряду примеров «вертикального сечения» можно назвать экономическую, политическую, экологическую, эстетическую и др. виды культуры.

Вопросы для самопроверки
1. Культура как целостная система: основные концепции.
2. Функции культуры как целостной системы.
3. Диалектика материального и духовного как проявление структурной целостности культуры.

Советы при подготовке к вопросам:
При изучении первого вопроса, прежде всего, необходимо усвоить значение таких понятий, как «система», «системный подход», выработав стройное и аргументированное понимание категории «культура как система». Есть ли разница между категориями «целостность» и «системность» культуры? Необходимо иметь в виду, что системный подход далеко не сразу занял свое место в методологическом инструментарии культурологии. Вспомните, на каких основаниях зиждилось восприятие и осмысление культуры в так называемой «классической» модели? Почему в конце XIX века эта модель перестала удовлетворять исследователей? Концепции каких мыслителей продемонстрировали новое – системное – восприятие культуры? Раскройте основное содержание их теоретических построений. Необходимо также сделать выводы о целесообразности опоры на системный подход как доминирующий в культурологии. Во всем ли можно согласиться с его представителями?

Изучение второго вопроса ориентирует на понимание функциональности культуры, то есть ее активной, деятельностной составляющей. Что такое «функция культуры»? Чем это понятие отличается от «проявлений», «роли», «значения» культуры? Следует иметь в виду, что в культурологии не существует строго очерченного перечня функций. Рассмотрите основные функции культуры. Раскройте принципы действия таких функций как гуманистическая, трансляционная, гносеологическая, нормативная, семиотическая, аксиологическая. Какой критерий (критерии) положены в основу данной классификации? Как следует относиться к критерию «практической пользы» (утилитарности) при рассмотрении культуры? Какие функции культуры Вы можете привести в дополнение к основным? Согласны ли Вы с тем, что функциональность культуры есть проявление ее системности?

Рассмотрение третьего вопроса следует начать с уяснения смысла и основных принципов структурного подхода к изучению культуры. В чем его отличие от системного подхода? Как следует понимать категорию «структурная целостность культуры»? Не противоречит ли отношение к культуре как к совокупности разнородных и разновидовых компонентов принципу ее целостности? Как можно охарактеризовать попытки культурологов советского периода свести культуру к противостоянию материальной и духовной составляющих? Изжило ли себя такое представление? Какая составляющая, на Ваш взгляд, является доминантой культурной жизни? Почему бывает весьма сложным разделить материальное и духовное в конкретных сферах культурного производства? Что такое «вертикальное сечение» культуры? Приведите примеры и охарактеризуйте их.

Культурология: Учебник для вузов Апресян Рубен Грантович

3.2. Культура как система

3.2. Культура как система

Культура сложна и многообразна. Она проявляется по-разному, пронизывает всю человеческую историю, жизнь каждого человека. Именно поэтому ее изучают самые разные науки. Культурология изучает не отдельные проявления культуры, а всю культуру как целостность.

Наука XX века стала рассматривать сложные объекты как целостность, определив их как систему.

Понятие «система» получило чрезвычайно широкую область применения, став одним из ключевых философско-методологических понятий.

Система (в переводе с греческого – целое, составленное из частей, соединение) совокупность связанных друг с другом элементов, образующих определенную целостность, единство.

Понятие системы можно определить через ряд ее признаков. Система представляет комплекс взаимосвязанных элементов, но не сводится к сумме их свойств. В то же время свойства целого не могут быть определены без учета основных свойств элементов, ее составляющих, и наоборот. Любая система может быть подсистемой или элементом системы более высокого порядка. В каждой системе есть системообразующий элемент, придающий системе устойчивость и упорядоченность. В каждой системе наличествует несколько типов связей между элементами. Специфика системы не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана прежде всего с характером их взаимодействия. Устойчивые связи между элементами определяют упорядоченность системы и выражаются через понятие «структура» .

Одна из первых попыток рассмотрения культуры как системы принадлежит Л. Уайту. В своих работах «Наука о культуре», «Понятие культуры», «Эволюция культуры» он рассматривает культуру как целостную саморазвивающуюся систему материальных и духовных элементов. Системный подход к изучению культуры применяют Б. Малиновский, П. Сорокин и один из создателей системно-структурного подхода в социологии Т. Парсонс.

Сложность реализации системного подхода к культуре в том, что все элементы культуры сами по себе сложные системы: искусство, наука, религия, мораль, мифология и др.

Культурология как наука стремится выработать целостное представление о культуре. Рассмотрение культуры как системы, использование принципов системного подхода дает возможность наиболее всестороннего изучения культуры.

Культура – сложная саморазвивающаяся система. Но она сама является одной из подсистем более сложной системы – общества. Следовательно, культура как система, как целостность существует и развивается в связи с обществом и в зависимости от общества. В то же время общество испытывает влияние культуры как одного из образующих его элементов.

Но общество состоит из многих входящих в него элементов, имеет много подсистем: экономическую, политическую, социальную и др. Культура связана с ними и взаимодействует прямо или косвенно. И если одна, а тем более несколько подсистем длительное время испытывают запредельные нагрузки, начинает разрушаться сама система. В нашем обществе разрушение экономики, изменение политической системы привело к разрушению всей системы, нарушению функционирования всех ее подсистем, в том числе и культуры. Без учета качественного изменения макросистемы, какой является общество, понять изменения, происшедшие в культуре, и процессы, которые в ней происходят, – невозможно.

Таким образом, рассмотрение культуры как системы дает возможность понять совершающиеся в ней процессы в контексте изменений, происходящих в обществе и в составляющих его элементах.

Системный подход, давая возможность представить культуру целостно, помогает выявить специфику разных ее элементов, их взаимосвязь и влияние друг на друга. Это позволяет понять культуру как специфическую форму жизнедеятельности, принципы культурных связей, культурные институты, культурные образцы, которые определяют систему культуры.

Так как существует много определений культуры, то возникает много представлений культуры как системы – в зависимости от того, какой признак культуры считается определяющим.

Но системный подход – достаточно толерантная концепция, не позволяющая абсолютизировать выводы и противопоставлять их друг другу.

Рассматривая культуру как процесс и результат человеческой деятельности, в ней выделяют основные формы этой деятельности: материальную и духовную. Каждая из них имеет свою специфику и свои формы. Некоторые ученые называют еще социальную деятельность как особую самостоятельную форму культуры. Но традиционно принято считать, что материальная и духовная формы человеческой деятельности составляют основные подсистемы культуры.

Из книги Чудо-остров. Как живут современные тайваньцы автора Баскина Ада

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство Художественная деятельность – это особый вид человеческой активности, уникальный в его отношении к культуре. Это единственная деятельность, смыслом которой является создание, хранение, функционирование

Из книги Древняя Индия. Быт, религия, культура автора Эдвардс Майкл

Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника Андрианова Т. В. Культура и технология. М., 1998.Анисимов К. Л. Человек и техника: современные проблемы. М., 1995.Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.Большаков В. П. Культура и истина // Вестник НовГУ,

Из книги Финикийцы [Основатели Карфагена (litres)] автора Харден Дональд

Из книги Многослов-1: Книга, с которой можно разговаривать автора Максимов Андрей Маркович

Из книги Византийцы [Наследники Рима (litres)] автора Райс Дэвид Тальбот

СИСТЕМА КООРДИНАТ Увы, мы крайне редко задумываемся над тем, что каждый из нас живет в своей собственной системе координат, которая определяет наше движение по жизни.Система координат – это те ценности, которые человек считает главными. Эти ценности и есть те вешки,

Из книги Компьютер Бронзового века: Расшифровка Фестского диска автора Батлер Алан

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Из книги Транспорт в городах, удобных для жизни автора Вучик Вукан Р.

Из книги С Америкой на «ты» автора Талис Борис

Транспорт – это система Мы слишком часто недооцениваем всей сложности выбора транспортной системы и видов транспорта, подходящих для той или иной урбанизированной территории. Сиюминутные проблемы в городах обычно решают за счет поочередного внедрения нескольких мер,

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Из книги Сравнительная культурология. Том 1 автора Борзова Елена Петровна

Из книги Метафизика Петербурга. Историко-культурологические очерки автора Спивак Дмитрий Леонидович

1.1. Культура как система в концепции Л. Уайта Первый вариант системной типологии предложил Л. Уайт, который начинал рассматривать культуру как целостную систему, эволюционирующую в самой себе. Исходная посылка Уайта, заключается в том, что он рассматривает культуру как

Из книги Культура и мир автора Коллектив авторов

«Ялтинская система» Шарль де Голль не питал каких-либо симпатий к русскому коммунизму и даже повоевал с ним в 1920 году, в качестве военного советника армии незадолго пред тем востановленного польского государства. Вместе с тем, ему с самого начала было ясно, что роль

Из книги автора

С. Н. Иконникова. Мировая культура и пост-культура

Министерство Культуры Российской ФедерацииСанкт-Петербургский государственныйуниверситет культуры и искусств.

Новгородский филиал.

Реферат покульторологии на тему:

Культура как система.

Выполнила студентка II курса СКД

Шорина Татьяна Вячеславовна.

Проверил преподаватель:

Большаков

Великий Новгород

1.Введение

2.Мировая культура как целое.

3.Структура культуры

4.материальная культура

5.Духовная культура

6.Художественная культура

Введение.

Культура – (лат) возделывание, воспитание, образования,развитие.

Это специфический способ организации и развитиячеловеческой жизнедеятельности, представлений в продуктах материального идуховного труда в, системе социальных норм и учреждений, в системе духовныхценностях, в совокупности отношение людей природе между собой и к самим себе.

Вшироком смысле слова культура – совокупностьпроявлений жизни, достижений творчества народа или групп народов.

Вузком смысле слова культура – облагораживаниятелесных, душевных склонностей и способностей человека.

Культура –обработка, оформление, одухотворение, облагораживания людьми других и самихсебя. Это оформление, имеющее ценностный смысл. Культура начинается там, гдесодержание обретает совершенную форму.

/ Большаков. /

Культура представляет собой объект особой сложности. Онане является природным объектам хотя и связана с природой тысячами нитей.Культура целиком зависит от человека имеет субъективный то есть исходящей отсубъекта источник происхождения наполненный в тоже время и объективнымсодержанием. Любой объект культуры имеет смысл только в деятельности человека обретаетсвое подлинное бытие в том случаи когда он имеет смысл и значения для субъектакоторый его используют потребляет распредмечивает в процессе всей своейжизнедеятельности.

Человек – существо постоянно меняющееся «становящиеся»развивающиеся. Он деятельно присваивает себе мир воспринимает культуру какживой организм постоянно меняющийся вместе с ним. Человек и культура – объекткоэволюционно развивающийся взаимно влияющие обогащающие и творящие друг друга.В этом смысле можно говорить о культуре не только как о результате деятельностичеловека но и как о процессе как о том что находится в постоянном становление.Связующим звеном коэволюции выступает именно деятельность субъекта. Впротиворечивой сущности человеческой деятельности заключены определения и противоречиякультуры ее бытия как особой созданной человеком системы. Чтобы рассмотретькультуру в качестве системы следует ответь на вопросы является ли мироваякультура некоторой целостностью, и, если да то какова ее структура?

Мировая культура как целое.

Мировая культура во времени и пространстве пестранеисчерпаема в своих единичных проявлениях поражающе богата многообразна имеетмассу модификаций представлена развитыми развивающимися всевозможнымипереходными формами. Тем не менее для нее характерны такие общие черты как внебиологичностьвыступающие в качестве субстанциональной основой культуры; технологичностьто есть наличие механизмов приспособительно – преобразовательного отношениясубъекта – творца к среде; продуктивность то есть творчески порождающийхарактер бытия в мире; стереотипичность – способность воспроизведению. Притаком рассматривание мировая культура как целое является способом деятельности, технологий родового субъекта(человечества), порожденной социумом, характеризуем в своем бытии единствомприспособительно–преобразовательного и стереотипно – продуктивного моментов.Как бы ни были многообразны формы культуры в них наглядно обнаруживается чертыединства совпадения в предметах культуры в способах деятельности людейнезависимо от хронологической и географической отдаленности. Неделимость мираединства мировой культуры общность культурного богатства человечествапризнавалась всеми прогрессивными мыслителями как подлинно гуманистическийпринцип рассмотрения культуры.

Тенденция рассмотрения мировой культуры как целого наоснове признания единства истории где субъект творит мировой процессдеятельности по производству материальных и духовных ценностей где есть общиемеханизмы производства сохранения распространения обмена созданными человечествомкультурными богатствами все более пробивает себе дорогу. Представление омировой культуре взятой как целое в ее делящем бытии (всемирной истории) неисключает а предполагает ее синхронное единство в каждый данный историческийпериод. Рассмотрение этого вопроса накапливается на необходимость определенияконкретно – исторического типа связей образующих культурное целое. Известно чтосвязность – это определяющий признак целого. Временное единства культурыобретает подлинную наглядность с исторического периода нового времени а переходк информационного общества делает этот процесс неоспоримым. Всепланетарныйобмен деятельностью информацией позволяет передавать от одного субъекта кдругому свои «сущностные силы» и является фундаментальной связью своего социокультурногоконтинуума.

Социокультурный континуум как нечто целое не являетсяаморфным. Он обладает внутренней структурой выступает в качестве сложнойсистемы принцип системности –важной аспект философской методологии изучениитакого развивающего объекта как культура. С связан ряд нормативных требований предписывающих вести исследования такчтобы понять исследованный объект как систему как взаимную связь элементов какструктурную целостность.

Структура культуры.

Делениена материальную и духовную культуру фиксирует принципиальные различия междудвумя типами деятельности. Оно осуществляется исходя не только из различийпроизводственных «продуктов» но и по внутренним характеристикам самойдеятельности по совокупности условий и связей образующих эту деятельность.Видимо тот внутренний стержень деятельности который связан с принадлежностью ееоснов к материальному и духовному производству позволяет отличать материальную культуру от духовной. С учетомих диалектического единства и подвижности граней отделяющей материального отдуховного различение материальной и духовной культуры находит свое место вовнутреннем структурировании целостного феномена культуры.

Культура будучи сложным объектом не может быть одномерной. При изученииэтого многомерного образования выделяют две грани – технико – технологическую ипредметно – продуктивную. Они характеризуют особенности развертыванияматериальной деятельности субъекта что позволяет выделить в первую очередь слоиматериальной культуры. Наряду с материальной принято выделять еще дваспецифических слоя это духовная и художественная культура каждый слой культуры обладает своимивнутренним строением.

Материальная культура.

Врамках материальной деятельности следует выделить четыре области материальнойкультуры:

1.Плодыматериального производства предназначены для человеческого потребления а такжетехнические сооружения оснащающие материального производства. Это такназываемая «материальная культура» - все от прошлых эпох – орудие труда оружиепостройки одежда плоды сельскохозяйственного ремесленного промышленногопроизводства.

2.Культуравоспроизводства человеческого рода способа поведения человека в сфере интимныхотношений сфера естественно – родового отношения мужчины и женщины вчувственной мере характеризует ступени общей культуре человека.

3.Вкультуре физического развития телесная сторона человека выступает как объектприложения его деятельности культивирование физических возможностей человекагармонизация его телесных проявлений физических качеств двигательных навыков иумения – все это объединяется в понятие физическая культура.

4.Подкультурой социально – политической как областью материальной культуры следуетпонимать все многообразие учреждений и практических действий которое составляетреальное «тело» общественного бытия то что обычно называется «социальнойматерией»

Таковычетыре подразделения предметно – продуктивного слоя материальной культурыохватающие возможные и необходимые направления практического преобразованиячеловеком материального бытия природного и социального компонентов. На каждомиз этих направлениях человеческой деятельности вырастают своеобразные формыматериального общения людей поскольку вне общения никакая человеческаядеятельность несмыслема. Материальная коллективная деятельность требует нетолько духовного но и не посредственно материального общения ее участников впроцессе производства в социально – политической практики в семейной жизни и т.п.

Духовная культура.

Духовнаякультура вырастаеткак идеальная сторона материальной деятельности производна от нее егоопределяется. Однако при определенных условиях будучи объективированнойзакрепленной механизмов социальной памяти, духовная культура как устойчиваяматрица духовной жизни, менталитет обществаможет играть на различных этапов общества и ведущую роль. Если вставать на точку зрения что деятельностьимеет сложную структуру и включает в себя такие виды как преобразовательные,ценностно – ориентационная и коммуникативная, то духовной культуре можновыделить четыре раздела:

1.Первый порождается социальной активностьючеловеческого воображения это проективный вид деятельности имеющий величайшуюкультурную ценность. Он предшествует материальной практики, предлагая ейидеальные модели будущих конструкций. В истории культуры проективная деятельность,зародившись и развиваясь постепенно превратилось в специализированную отрасльдуховного производства. Результатами этого вида деятельности становятсяидеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин.

2.Близкуюк этому внутреннюю структуру имеет вторая область духовной культуры охватывающиеся познавательнойдеятельности человека. Она выступает в виде совокупности знаний о природе,обществе, человеке, его внутреннем мире. Знание является элементом в этойобласти духовной культуры.

3.Строениетретьего раздела духовной культуры, связанного с ценностно – ориентационнойдеятельностью, еще более своеобразно. В целом оно определяется все тем жеразличием предметов на которое обращена данная деятельность. Знание оценкавыступает связующим звеном с выше названым структурным элементом культуры.Знание выступают как бы оценочно фильтром, они не отделимы от оценочнойдеятельности. Диалектический характер отражения выражается в том, что оновыступает как познание мира и как отражение значимости последнего для целейобщественной практики. Осмысленный характер познаний пониманием мирапредполагает не просто знания, о нем, а понимание ценности самого человека, каксубъекта деятельности, ценностей его знаний, творений, ценностей самого миракультуры в котором живет человек. Мир человека – это всегда мир ценностей оннаполнен для него смыслом и значениями.

Четвертейдуховной культуры является духовная общение людей во всех конкретных формах егопроявления. В формы эти определяются особенностями предмета коммуникации. Непосредственным партнера человека в общении может быть другой человек. Душевныйконтакт партнеров, в ходе которого происходит обмен информацией – высокоекультурная ценность. Принятие той или иной цели, понимание какого либо вопросапроблемы углубляется именно потому что человек видит в синхронных переживанияхпартнерах по общению сходное со своими переживаниями. Духовное общения можетпроисходить на меж личностном уровне. Есть ещё одна специфическая формаобщения. Наиболее ценные моменты духовной жизни общества объективируясь входят в фонд культуры своеобразную""память"" общества. Объективированные в речи, книгах, произведениях искусстварезультаты духовной деятельности постоянно ""потребляются"" распредмечиваются,становятся достоянием сознания людей. В этом случае осуществляется как быопосредованное общение между людьми разных поколений, эпох, культур черезобъектированные результаты духовной деятельности.

Художественная культура.

Художественная культура – естьособая область культуры образовавшаяся благодаря вокруг искусства рядасвязанных с ним форм деятельности (художественного восприятия мышлениятворчества, переживания и т.п.). художественная культура имеет особые формыматериального воплощения, духовна в своей основе, имеет как правилоизобразительный характер. Это особая целостная структура в которой материальноеи духовное органически соединяются. Эта органичность, неизвестная другим формамдуховной деятельности и позволяет выделить, художественную, культурную как особыйсамостоятельный и центральный слой культуры, который вплотную подходит с одной стороны к сдою материальной культуры(близость архитектуре к технике), а с другой стороны к слою культуры духовной(близость к литературы к науке)

Внутренниестроение художественной культуры исследовано пока не достаточно. Чаще всего вхудожественную культуру сводят к коммуникативной схеме художник – искусство - публика. Это никакая самоуправляемаясистема где элементами является «художественная производства – художественныеценности – художественное потребление». В художественной культуре человеческаядеятельность представлена всеми своими видами которые не только сливаются,отождествляются в самом искусстве, но и специфические преломленные, входят вхудожественную культуру, окружающую искусство своими институтами.

Преобразовательная деятельностьвнедряется в художественную культуру в форме художественного производства.Коммуникативная деятельность в виде произведений искусства, посколькувосприятие произведения искусства есть своего рода общения публики с авторомили его произведением. Ценостно – ориентационная деятельность входя в составхудожественной культуры, специализируется на оценках произведения искусства.Познавательная деятельность со своей стороны проявляется в виде специфическогоинтереса к искусству, изучаемого в рамках искусствоведческих наук. Центральнымзвеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельностив рамках художественного творчества субъекта и его результатов. Художественнаякультура представляет собой относительно автономную и само управляемую системуциркулирования специфической не перекодируемой эстетической информации, всезвенья скреплены сетью прямых и обратных связей.

Таким образом, подводя итоги сказанному,не обходимо подчеркнуть что феномен культуры обязан в своем происхождении,бытии и функционирования деятельности субъекта (человечества, народовсоциальных групп, индивидов). При всем многообразии форм проявления культуравыступает как не кое целое, система.

Литература:

1.«Культорология». – М: общество «Знание» РоссийскойФедерации, 1993

2.Каган М.С. «Человеческая деятельность». М., 1974.

3.«Проблемы философии культуры». Под ред. Келле В. Ж.М.,1984

4.Тойнби А.Дж. «Постижение истории».М.,1991

5.«Философия и культура». Отв. Мшвенирадзе В. В М.,1997

ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИИ

Кафедра философии и политологии

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

философии и политологии

доктор филос. наук,

профессор

подполковник милиции

Денисова Л.В.

Баширова Л.С.

Тема 6. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Лекция по дисциплине «Социология»

Время – 2 часа

Специальности: 030501. 65 Юриспруденция;

030505. 65 Правоохранительная деятельность;

080105.65 Финансы и кредит

Рецензент:

Морозов А.А. – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры философии и политологии ОмА МВД России.

Лекция по дисциплине «Социология» обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и политологии 11 июня 2009 г., протокол № 15.

Тема 6. Социология культуры

Вводное слово. Мир культурыстоль сложен и многообразен, что каждая наука – философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология – находят свою специфическую предметную «нишу» при изучении этого явления. Социологию интересует, прежде всего, роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы социальной мобильности и образования социальных групп.

Целью данной лекции является рассмотрение одной из отраслей социологического знания – социологии культуры, знакомство с её основными категориями, и, как результат, усвоение основных типов культуры и её социальных функций.

Для достижения данной цели предлагаются следующие вопросы:

1. Понятие «культура». Культура как система.

2. Социокультурные институты. Социальные функции культуры.

3.Типы культур и проблемы культуры современной России.

Вопрос 1. Понятие «культура». Культура как система

В современной литературе по философии, культурологии, этнографии, антропологии сложился своеобразный парадокс. С одной стороны, для всех этих наук понятие культура является ключевым, а с другой – содержательные представления о ней далеки от четкости, определенности и однозначности. В этом отношении не представляет исключения и социология. На сегодняшний день исследователи насчитывают около 400 определений понятия «культура».

Культура может означать «царство духа», а может и определенный тип сознания или поведения (например, культура гуманитариев и технарей). Это достаточно многозначное и неопределенное понятие, мы применяем его в обыденном значении как синоним чего-то ценного и, безусловно, положительного.

Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли (от лат. cultura – заботиться, ухаживать, взращивать ). Переход от этого узкого понимания смысла культуры к более широкому, произошедший в европейском общественном сознании в 17-18 вв., имеет принципиальное значение, поскольку с этого времени «культура» становится одним из центральных понятий европейского самосознания.

Устоявшееся понимание культуры как некой противоположности природе, «натуре», восходит к эпохе Просвещения. Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое то совершенства, а культура – путь, средство достижения этого совершенства (Вольтер), или наоборот, природа – идеал гармонии, а культура – искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки (Руссо). К концу 18 в. негативные аспекты культуры практически не акцентируются, а сама культура понимается как инструмент, с помощью которого человек возвышается, преодолевает свою естественно-природную ограниченность.

К 18-19 вв. В Германии, а затем и России сложилась другая антитеза – культура и цивилизация. Культуре как средоточию духовных, моральных и эстетических ценностей противопоставлялась цивилизация как нечто утилитарное, внешнее и вторичное для человека. Цивилизация связывалась, прежде всего, с материальным и технологическим прогрессом, а культура – с процессом идеальным, духовным, во многом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категория прогресса неприменима.

В 20 в. под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), но и нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т.е. всю сферу социального самопонимания человека.

Среди множества трактовок культуры большинство исследователей выделяют, как наиболее удачное, определение английского этнографа Э.Тайлора («Первобытная культура», 1871 г.). «Культура это некоторое сложное целое , которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и др. способности и привычки, приобретенные и достигнутые человеком как членом общества». Если добавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура – «это всё, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества » (Э.Тайлор, «Первобытная культура», М.,1989, с.81). (Т.е. человек в одиночку создавать и развивать культуру не способен: она должна кем-то разделяться и усваиваться!)

Характеризуя культуру как систему, следует обратить внимание на её исходные принципы :

1. принцип преемственности (проявляется как необходимая связь между старым и новым в процессе развития);

2. принцип целостности , единства материальной и духовной культуры, гуманитарного и технического знания (материальное – это своего рода «хранилище» духовного, а духовное, так или иначе, реализуется посредством материального);

3. принцип проникновения культуры во все сферы социальной жизни. Проявляется творческий характер культуры. Она объективируется в самых различных предметах деятельности, как вещественно-предметных, так и символически-знаковых.

4. принцип способности к саморазвитию

5. принцип взаимодействия (взаимодействие культур происходит как внутри определенной культуры (связь между поколениями), так и между культурами различных стран и народов). Взаимодействие порождает многообразие культур.

В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле в социологии культура – система коллективно разделяемых, ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Социологический подход к изучению культуры основан на её непосредственной связи с регуляцией поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом. Особое значение придается ценностно-нормативному содержанию культуры, её социальной роли.

В процессе своего функционирования культура выступает в качестве сложной и весьма разветвленной динамической системы , в которой взаимодействуют 3 основных структурных компонента:

· деятельность человека как представителя общества, осуществляемая в определенной совокупности конкретно-исторических взаимоотношений и направленная на создание материальных и духовных ценностей ;

· возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности совокупность достижений общества , опредмеченных в материальных и духовных ценностях ;

· процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения новых и освоения ранее созданных материальных и духовных ценностей.

Базисом культуры, её важнейшим структурным элементом являются ценности. Н.Смелзер говорил, что «культура – это система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни». Г.Е. Зборовский в качестве компонентов культуры также называет ценности, нормы, обычаи.

Под ценностью мы будем понимать значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; или жизненный смысл, которым социальный субъект руководствуется при выборе способов реализации своих интересов, целей.

Любое общество имеет собственные доминирующие ценности, образующие систему ценностей. Системы ценностей различных культур значительно отличаются друг от друга своими доминантами. Они складываются бессознательно, иррационально, как результат коллективного бессознательного. Затем они осмысливаются человеком с точки зрения их значимости для общества. Результатом такого осмысления становится закрепление их в нормах. Культурной нормой (от лат. norma - руководящее начало - правило, образец)обозначим систему поведенческих ожиданий, некий культурный стереотип.

В ходе своего развития социальные общности и группы отбирают наиболее приемлемые и эффективные образцы поведения, которые в свою очередь закрепляются в обычаях . Можно определить обычаи как привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Пожимание правой руки при приветствии, еда с вилки, езда по правой стороне улицы, кофе или чай на завтрак - все это обычаи.

Новые поколения людей воспринимают эти общественные способы жизни частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. Уже ребенок окружен множеством элементов обыденной культуры. Поскольку он постоянно видит перед собой эти правила, они становятся для него единственно правильными и приемлемыми. Ребенок усваивает эти правила и, становясь взрослым, относится к ним как к само собой разумеющемуся явлению, не задумываясь об их происхождении. Например, для приветствия он автоматически протягивает правую руку, хотя когда-то этот жест означал нечто большее, чем просто приветствие, а именно отсутствие в руке оружия. Человек, приняв и усвоив обычаи определенного общества или группы людей, при столкновении с обычаями и традициями других групп считает их причудливыми, непрактичными, нереальными способами совершения действий. Так, мы, например, не понимаем сдержанности в средствах при приеме гостей в семьях Германии; их же поражает расточительное гостеприимство русских или жителей Средней Азии.

Обычай, сохраняющийся и передающийся из поколения в поколение,называетсятрадицией . Это способ трансляции ценностей, норм и обычаев.

Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения постоянно возникающих, наиболее значимых потребностей. Речь идет, например, о формировании и функционировании семей в обществе, управлении государством, обучении школьников и студентов, распределении произведенного обществом продукта и др. Совокупность обычаев и норм, касающихся таких важных моментов в деятельности общества, воплощается в его социальных институтах.


Похожая информация.


Введение

В повседневном употреблении термин «культура» понимается как совокупный образ, включающий в себя искусство, религию, науку и т.д.

Исследование культуры как системы, рассмотрение ее составляющих и функций остается актуальным вопросом научного познания. Существует ряд культурологических концепций, рассматривающих культуру с разных точек зрения: теория культуры в философии Гегеля, философия культуры Шпенглера, представление культуры в виде совокупности знаковых систем и многие другие. Фактически, каждый выдающийся мыслитель формулировал в своих трудах или выступлениях представления о культуре, ее функциях и ее роли в обществе. И до сих пор в науке нет единого определения феномена культуры.

Несмотря на многообразие научных взглядов на культуру как систему, существуют и общие (традиционные) положения, поддерживаемые большинством исследователей. Многие ученые рассматривают культуру как сложное многокомпонентное явление, связанное с многообразием жизни и деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с человеком и существует неотрывно от постоянных поисков человеком смысла бытия и своей деятельности.

Таким образом, в культурологии культура - это основополагающее понятие, характеризующее сущность человеческого бытия как реализацию свободы и творчества, другими словами, это универсальное отношение человека к миру, посредством которого человек творит мир и себя самого. Кроме того, культура - это то, что отличает человека от других живых существ, особый вид деятельности, итогом которой являются ценности, существующие в виде знаков.

Культурные процессы - сложное и многоплановое явление, объясняемое множеством существующих концепций культуры. Для того, чтобы иметь представление о культуре и культурных процессах, необходимое каждому современному образованному человеку, нужно не только определить понятие культуры, но и разобраться в структуре этого понятия, увидеть функции культуры. Это позволит определить роль культуры в обществе и объяснить важность культурологии как самостоятельной науки.

Именно этому и посвящена данная работа.

Культура как система

Материальная и духовная культура

Культура включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека. Эти материальные и духовные реальности называются артефактами, то есть искусственно созданными - они задуманы и созданы человеком как творцом.

Человек и сам является артефактом, так как, с одной стороны он имеет естественное происхождение, живет и действует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное и социальное, носитель и потребитель духовных ценностей. Значит, человек - не только дитя природы, но культуры. Поэтому и культуру человека можно разделить на материальную и духовную.

Человека можно рассматривать как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него. При этом его роль -- это роль творца, а место человека в культуре -- это место центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития.

Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формам артефакты - это техника, сооружения, орудия и средства труда, производство, пути и средства сообщения, предметы быта - всё, что создается человеком в процессе эволюции и имеет материальное воплощение и, как правило, практическое применение.

Материальная культура, в другом понимании, -- «это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся и опредметившийся дух человечества» Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. -- М.: Центр, 2001, с.51.

В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средства материального производства: энергетические и сырьевые ресурсы, геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологии материального производства. Это и орудия труда -- от простейших орудийных форм до сложных машинных комплексов; и разнообразные средства потребления; и продукты материального производства; и различные виды материально-предметной, практической деятельности человека.

Само материальное производство в культурологии изучается, в первую очередь, с точки зрения его гуманитарного или гуманистического совершенства (в отличие, например, от экономики, где производство интересует исследователей с точки зрения его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т. п.).

Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой -- и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно-исторических условиях. Также это нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания.

Структурная целостность культуры

Структурная целостность культуры проявляется в том, что ее ценности соотносятся в виде иерархии, то есть, существуют субординация и ранжирование их: одни из них занимают центральное и фундаментальное место, а другие -- второстепенное и производное, одни из них имеют общее и тотальное значение, другие -- локальное и конкретное.

Важно отметить, что целостность культуры опирается, как на фундамент, на целостность природы.

Целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни -- это целостность материальной и духовной жизни человека, целостность всех тех материальных и духовных средств, которыми он пользуется в своей жизни ежедневно, т. е. это целостность материальной и духовной культур.

Культура действует как живая система ценностей, пока активно действует сам человек - как творческое, созидающее начало.

Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS