Главная - Голос
Картины мифологического жанра. Мифологическая живопись

Совы, конечно же, сопутствуют (картинки кликабельны):)

Цирцея , она же Кирка
...В косах прекрасных – богиня ужасная с речью людскою.
Полный мыслей коварных Эет приходился ей братом.
От Гелиоса они родились, светящего смертным,
Матерью ж Перса была, Океаном рожденная нимфа...

Гомер. Одиссея. Песнь десятая.

Волшебница, дочь Гелиоса и океаниды Персеиды, сестра колхидского царя Ээта и жены Миноса Пасифаи, тетка Медеи, обитает на острове Эя, в роскошном дворце среди лесов, куда бежала после того, как отравила своего первого мужа, царя сарматов.
Дикие животные, населяющие остров - это люди, испытавшие на себе магию Цирцеи.
Цирцея превращает в свиней спутников Одиссея, опоив их колдовским напитком. Одиссей, отправляется спасать своих спутников. Он получает от Гермеса волшебную траву «моли», которую необходимо бросить в напиток, приготовленный Киркой, и, выхватив меч, разрушить ее злые чары. Одиссей Церцею успешно побеждает, и его спутники получают вновь человеческий облик. Целый год повёл Одиссей на острове у волшебницы.
И, если суммировать различные источники, то продолжение истории "Цирцея - Одиссей" выглядит так:
- У Одисся и Церцеи родился сын Телегон (буквально, «далекорожденный»), впоследствии нечаянно убивший отца, а потом женившийся на его вдове Пенелопе. А сама Цирцея вышла замуж за старшего сына Одиссея и Пенелопы, Телемаха, но была убита им, когда тот полюбил её дочь Кассифону.
О как древние греки сюжеты-то закручивали!:)))


Доссо Досси (итал. Dosso Dossi, собственно итал. Giovanni di Niccolò de Luteri, ок.1490, Мантуя - 1542, Феррара) - итальянский живописец и гравер.
Учился у К.Косты и мастерской Джорджоне, сложился под влиянием венецианских мастеров. Работал вместе с Беллини, Тицианом, Романино. C 1516 - официальный живописец феррарского двора. Почти всю жизни провел на службе у герцогов Эсте, Альфонсо I, Эрколе II, где занимался не только живописью, но выполнял дипломатические поручения. В 1520 г. с братом посетил Рим и встретился с.Рафаэлем. Потом работает над алтарем для соборов в Модене и Ферраре. В 1530-е гг проявляет себя как мастер пейзажа. Один из представителей феррарской школы. Иллюстрировал Ариосто, оставил его портрет, упомянут им в поэме «Неистовый Роланд».

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~



Ещё одна Цирцея


Антонио Мария Вассалло (родился около 1620 в Генуе, в Лигурии и умер в Милане между 1664 и 1673 годами) - итальянский живописец эпохи барокко из генуэзской школы.
О жизни и творчестве Вассалло, который принадлежит к наиболее талантливым и ярким живописцам генуэзской школы, до нашего времени дошли весьма скудные сведения.
Он был из богатой семьи и получил хорошее образование, прежде чем начать свое обучение в качестве художника с фламандского живописца Винсента Мало (в Генуе в 1634 году - Венеция, 1649). Вассалло приобрел широкую известность как анималист, автор пасторалей и мифологических сюжетов.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Фортуна

Древнеримская Фортуна, или, соответственно, древнегреческая Тюхе (Fortuna, греч. Τύχη) - богиня случая и удачи. Ее изображали различным образом: то с рогом изобилия как дарующую счастье; то с рулем как руководительницу судеб; то с шаром в знак переменчивости счастья. Тюхе причисляли иногда к мойрам.

Аллегория "Фортуна" , 1658 г.

Paul Getty Museum, Los Angeles.
Сальватор Роза (1615, Неаполь - 1673, Рим)- 1615, Неаполь - 1673, Рим. Итальянский живописец, актер, музыкант и поэт. Мастер неаполитанской школы.
Родился в небольшом городке Арнелла близ Неаполя в семье землемера. С детства был отдан на воспитание в коллегию иезуитской конгрегации Сомаска. Изучение латыни, Священного Писания, итальянской литературы, античной истории в коллежде иезуитов помогло Сальваторе Роза в будущем, когда он стал живописцем. Живописи учился у шурина, художника Ф.Фраканциано, а также у своего дяди, художника А. Д. Греко, возможно посещал мастерскую Х. Риберы, был знаком с известным неаполитанским баталистом А. Фальконе, одним из ранних мастеров этого жанра.
Имя Сальваторе Роза окружено легендами, так как он отличался бунтарским нравом, смелостью, большим живописным темпераментом. Он был не только живописцем и гравером, но и поэтом, музыкантом, актером и во всем проявилась страстность его натуры. Живописный талант художника реализовался в пейзаже, портрете, батальных сценах, полотнах исторического жанра.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Аврора
Аврора (от лат. aura - «предрассветный ветерок», у греков Эос) - богиня зари, дочь Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Селены и жена титана Астрея.
Богиня Аврора родила титану Астрею Зефира, Борея и Нота, а также Геспера и прочие созвездия. В римской мифологии она богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям.

"Аврора или Утренняя звезда" , 1814 г.

Château de Compiègne - Замок Компьен, Франция. Потолок в спальни императрицы.
Анн-Луи Жироде де Руси-Триозон (1767-1824 гг.) - французский исторический живописец, портретист, рисовальщик литографий и писатель.
Получил основательное гуманитарное образование. Один из лучших учеников Давида, у которого учился с 1785. В начале художественной деятельности увлекался греческой мифологией, и среди псевдоклассицизма, господствовавшего в то время в французском искусстве, стал предвозвестником романтизма, вскоре сменившего это направление.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Геката

Геката - дочь Астерии и Перса, не относящаяся к олимпийцам богиня колдовства и сверхъестественных сил.
У Гекаты было три тела, соединенных воедино, шесть пар рук и три головы.
Она получила от Зевса власть над судьбами земли и моря, Уран одарил ее великой силой. После победы олимпийцев над титанами Геката сумела сохранить свое влияние, хотя обитатели Олимпа и считали ее присутствие нежалетльным. Даже сам Зевс настолько уважал Гекату, что никогда не оспаривал ее права исполнять или не исполнять самые сокровенные желания смертных.
Геката покровительствовала охоте, пастушеству, разведению лошадей, общественным занятиям людей (в суде, народном собрании, войне), охраняла детей и юношество. Мрачная богиня ночного колдовства, Геката наводила ужас, бродя в темноте в местах погребений и появляясь на перекрестках с пылающим факелом в руках и змеями в волосах. К ней обращались за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Она выводила призраки умерших, помогала покинутым возлюбленным. Именно Гекату призвала на помощь Деметра, заставляя всевидящего Гелиоса признаться, что Персефону похитил Аид.
Она помогает волшебницам, которые, как, например Цирцея и Медея, учатся у нее своему искусству. Иногда Геката помогала людям, так, например, именно она помогла Медее добиться любви Ясона.
Орфей был основателем мистерий Гекаты в Эгине, именно она подсказала ему, как вернуть Эвридику, когда Орфей воззвал к богине.

"Геката" , около 1795г.


The Tate Gallery.
Уильям Блейк (англ. William Blake, 1757-1827) - английский поэт и художник, мистик и визионер.
При жизни Блейк не получил никакой известности за пределами узкого круга почитателей, но был «открыт» после смерти. Оказал значительное влияние на культуру XX века. Считается, что в 1863 году положено начало признания Уильяма Блейка и роста интереса к нему.
В настоящее время Уильяма Блейка по праву считают одним из великих мастеров английского изобразительного искусства и литературы, одним из наиболее ярких и оригинальных живописцев своего времени.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Гера /Юнона

Юнона - римская богиня, соответствовавшая греческой Гере, супруга Юпитера, пользовавшаяся еще большей властью на небе, чем греческая Гера. Вместе с Минервой и Юпитером она чествовалась в Капитолии. На Капитолийском холме был воздвигнут храм Юноны Монеты (убеждающей). Там же находился монетный двор римского государства, которому она, согласно легенде, оказывала покровительство.
Царица неба Юнона, также как и её супруг Юпитер, дарующая людям благоприятную погоду, грозы, дожди и урожаи, ниспосылающая успех и победы, почиталась, кроме того, и в качестве покровительницы женщин, в особенности замужних. Юнона была хранительницей брачных союзов, помощницей при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия. Культом Юпитера ведал жрец - фламин, а культом Юноны - жена фламина (фламиника). Замужние женщины ежегодно праздновали первого марта в честь Юноны так называемые матроналии. С венками в руках они шествовали к храму Юноны на Эсквилинском холме и вместе с молениями о счастье в семейной жизни приносили в жертву богине цветы. При этом в празднестве принимали участие и рабыни.
В честь Юноны был назван месяц июнь.

"Богиня Юнона в доме сна" , 1829 г.


Museo Nacional del Prado
Эскиз маслом для фрески на потолке салона Карлоса III в Королевском дворце Мадрида.
Луис Лопес Пикер - испанский живописец.
Родился в Валенсии 1802 г., умер в Мадриде 5 июня в 1865г. Сын известного художника Винсента Лопеса и брат художника Бернардо Лопес Пикера.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Лето / Латона
Латона в римской / Лето в греческой мифологии - дочь титанов Коя и Фебы, сестра Астерии, родившая от Зевса близнецов Аполлона и Артемиду.
Согласно мифу, ревнивая Гера/Юнона закляла землю, чтобы ни один клочок суши не смог принять Латону для разрешения от бремени. Только маленький остров Делос согласился принять ее, и там она родила блезницов, Артемиду и Аполлона. По одному из вариантов мифа, жена Зевса/ Юпитера задержала на Олимпе богиню разрешения от бремени Элифию, и Лето/Латона мучилась родами 9 дней, пока остальные, сочувствующие ей, богини не подкупили Элифию ожерельем, переданным через Ириду, богиню радуги.
Утомленная долгим путешествием, Латона хотела напиться из озера в Ликии, но местные крестьяне, добывавшие там вербу, тростник и осоку, не позволили ей этого. В наказание она превратила их в лягушек.
Эта тема встречается как в живописи, так и в садовой скульптуре, особенно во Франции в XVII веке. Латона изображается (обычно с малышами) около озера, где барахтаются вперемешку крестьяне и огромные лягушки.

Латона и ликийские крестьяне , ок. 1605 г.


Rijksmuseum, Amsterdam.
(1568 г. - 1625 г.) - известный фламандский художник.
Родился в Брюсселе. Происходил из великой династии фламандских живописцев Брейгелей, его отцом был Питер Брейгель Старший. Работал в Риме, в Антверпене, в Праге, в Брюсселе. К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, на библейские и аллегорические сюжеты. Ян Брейгель Старший знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, часто вместе со своим другом Питером Паулем Рубенсом.
Умер от холеры, жертвой эпидемии вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Орфей
Орфей - фракиец, из области киконов, жил в селении Пимплея у Олимпа. Сын фракийского речного бога Эагра (вариант - Аполлона) и музы Каллиопы. Орфей славился как певец и музыкант, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Любимец Апполона, который подарил ему золотую лиру. Он участвовал в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмиряя волны и помогая гребцам корабля "Арго".
Образ Орфея присутствует в значительном количестве произведений искусства, и музыке, и в поэзии, и в живописи. Особенно популярна трагическая история любви певца Орфея и его жены, нимфы Эвридики. И её смерть, и попытка Орфея вернуть жену из царства мёртвых.

"О вы, божества, чья вовек под землею обитель,
Здесь, где окажемся все, сотворённые смертными! …
Хаоса бездной молю и безмолвьем пустынного царства:
Вновь Эвридики моей расплетите короткую участь! ...
Если же милость судеб в жене мне откажет, возврата
Не захочу и себе: порадуйтесь смерти обоих."

(Овидий, "Метаморфозы", перевод С. В. Шервинского)

"Орфей в в Царстве мертвых" , 1594 г.


Палаццо Питти, Галерея Палатина, Флоренция, Италия.
Ян Брейгель Старший, Бархатный

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

"Орфей и Эвридика в в Царстве мертвых" , 1652 г.


Museo Nacional del Prado
Питер Фрис (1627, Амстердам – 1706, Делфт), художник-пейзажист Голландского Золотого Века.

Райнер Мария Рильке
Сонеты к Орфею
О, дерево! Восстань до поднебесья!
Цвети, послушный слух! Орфей поет.
И все умолкло. Но в молчаньи песне
был предназначен праздник и полет.

Прозрачным стал весь лес. К певцу теснились
и зверь из нор, и жители берлог.
Уже не хищный умысел их влек,
и не в молчаньи звери затаились, -

они внимали. Низкий рев и рык
смирился в их сердцах. Там, где недавно,
как гость незваный, оробел бы звук, -

в любой норе, убежище от вьюг,
где тьма и жадность властвовали явно, -
ты песне храм невиданный воздвиг.
Перевод с немецкого Грейнема Ратгауза

1640 г.


The Rose-Marie and Eijk van Otterloo Collection.
Альберт Якобс Кёйп (Aelbert (Aelbrecht) Jacobsz Cuyp, 1620 - 1691, Дордрехт) - голландский живописец, график и гравёр эпохи барокко.
И дед и дядя Альберта были художниками, специализировавшимися по витражам, отец - Якоб Герритс Кёйп - был известным портретистом. Вероятно, именно у отца Альберт обучался живописи, а в начале 1640-х гг. отец и сын совместно работали над заказами: Якоб писал портреты, а Альберт снабжал их пейзажным фоном.
Кёйп проявил себя в самых разных жанрах живописи, его кисти принадлежат библейские, мифологические и исторические полотна, натюрморты, портреты (последние свидетельствуют о несомненном влиянии на него Рембрандта), но славу ему принесли именно пейзажи.
Деятельность Кёйпа протекала преимущественно в Дордрехте. После смерти отца в 1651 или 1652 г. Альберт унаследовал значительное состояние и вошёл в число наиболее уважаемых горожан. Он был активным членом голландской реформистской церкви и занимал важные городские и церковные должности. В 1659 г. он стал деканом.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Ещё один "Орфей, очаровывающий животных"
Горем, страданьем души и слезами несчастный питался.
И, бессердечьем богов попрекая подземных, ушел он
В горы Родопы, на Гем, поражаемый северным ветром.
Вот созвездием Рыб морских заключившийся третий
Год уж Титан завершил, а Орфей избегал неуклонно
Женской любви. Оттого ль, что к ней он желанье утратил
Или же верность хранил - но во многих пылала охота
Соединиться с певцом, и отвергнутых много страдало.
Стал он виной, что за ним и народы фракийские тоже,
Перенеся на юнцов недозрелых любовное чувство,
Краткую жизни весну, первины цветов обрывают.

Овидий Публий Назон, "Метаморфозы", Книга десятая.

За это, по Овидию,и был растерзан фракийскими менадами.


Джованни Франческо Кастильоне - итальянский живописец (1641 - 1710 г.г., Генуя).
Художник был сыном и учеником Джованни Бенедетто Кастильоне и обучался живописи в мастерской своего отца. Примерно в 1664 году он получил заказ от Оттавио Гонзага Старшего, а с 1681г. он стал придворным художником Фердинандо Карло Гонзага. После смерти герцога в 1708 году Кастильоне возвращается в Геную. Он похоронен там в церкви Санта-Мария-ди-Кастелло.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Есть ещё один древнегреческий герой, который сходил на экскурсию в загробный мир.

Эней
Эней, в античной (и прежде всего, в римской) мифологии один из главных защитников Трои и легендарный родоначальник римлян. Согласно «Илиаде» Гомера избежал гибели в Троянской войне благодаря вмешательству богов, так как ему было предназначено продолжить династию троянских царей и возродить славу троянцев на другой земле. Эта версия легла в основу «Энеиды» Вергилия которая является основным источником при изложении мифа об Энее.
Родители Энея, согласно Вергилию, были Анхиз, внук троянского царя Ила и двоюродный брат Приама, и Афродита (в римской традиции Венера).
Эней женился на Креусе (дочь Приама и Гекубы), его сын Асканий (Юл или Иул) станет, согласно Вергилию, основателем римского патрицианского рода Юлиев, к которому принадлежали Юлий Цезарь и Октавиан Август.
Эней был свидетелем разрушения и гибели Трои, убийства царя Приама. Гектор поручает ему вывезти и сохранить изваяния троянских богов и установить их в том месте, где Эней станет основателем нового города.
На 20-ти судах оставшиеся в живых троянцы отправляются в плавание. Во время плавания по морю Эней со спутниками побывали во многих местах и переделках и только немногие из выживших прибывают с Энеем в Италию. Там происходит встреча с таинственной пророчицей Сивиллой. Сивилла проводила Энея в Царство Мертвых, там после трудного и полного опасностей пути Эней встречает своего отца, от которого слышит пророчества о великом будущем Рима.

Меч Эней обнажил, внезапным страхом охвачен,
Выставил острый клинок, чтобы встретить натиск чудовищ,
И, не напомни ему многомудрая дева, что этот
Рой бестелесных теней сохраняет лишь видимость жизни,
Ринулся он бы на них, пустоту мечом рассекая.

Вергилий, "Энеида", Книга VI.

"Эней и Сивилла в Царстве мертвых" , 1630 г.


The Metropolitan Museum of Art.
Ян Брейгель Младший (нидерл. Jan Bruegel de Jonge, 13 сентября 1601 - 1 сентября 1678) - представитель южнонидерландской (фламандской) династии художников Брейгелей, внук Питера Брейгеля старшего, Мужицкого и сын Яна Брейгеля старшего, Бархатного.
Ян был старшим ребенком в семье. Через два года после его рождения умерла мать и отец женился на Катарине ван Мариенбург, от которой у него было 8 детей. Будучи первенцем, Ян продолжил отцовскую династию и стал художником. В возрасте десяти лет он поступил в ученики к отцу. На протяжении своего творческого пути он создавал полотна в похожем стиле. Вместе со своим братом Амброзием писал пейзажи, натюрморты, аллегорические композиции и другие работы, полные мелких деталей. Он копировал работы своего отца и продавал их под его подписью.
Ян совершал путешествие по Италии, когда получил известие о смерти своего отца от холеры. Он прервал вояж и немедленно вернулся, чтобы возглавить антверпенскую мастерскую. Вскоре он достиг значимого положения и стал деканом Гильдии Св. Луки (1630). Лучшие работы Яна Младшего - крупные пейзажи.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Прометей

Прометей- в греческой мифологии сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея - богиня правосудия Фемида (по другим вариантам: океанида Климена или океанида Асия). Братья Прометея: Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры).
Кто ж не знает мифа о Прометее? Поэтому я лучше стихами запощу. Выбирала между Эсхилом, Гёте и Байроном, а остановилась на Юне Мориц .:)

Прометей
Орел на крыше мира, словно кошка,
Взъерошен ветром, дующим с Кавказа.
Титан казнимый смотрит в оба глаза
на Зевса зверского. Так выглядит обложка
бессонницы. И соки пересказа
клубит луны серебряная ложка.

У Зевса от страстей отвисли груди,
напряжена свирепая брюшина, -
туда, где любят скапливаться люди,
он извергает громы, как машина.
Титан за печень держится. Вершина
Кавказа ходит с ним по амплитуде.

Орел, приплод Ехидны и Тифона
и брат Химеры с козьей головою,
заводится, как ящик патефона,
и печенью питается живою.
Титан об этом думает: «Освою
дыханье крупное, чтоб избежать урона».

Плоды лимона в погребе долины
сплотили свет вокруг овчарни спящей.
Пастух, изделье из воды и глины,
пастушке в кружку льет отвар кипящий.
Орел титана жрет, как настоящий, и
брызжет в мощный пах слюной орлиной.

Титан не видит ни орла, ни плена,
он видит, как спускается со склона
Кентавр, смертельно раненный в колено.
О дьявол! В благородного Хирона
стрела врубилась, как топор в полено,
он почернел от боли, как ворона,

и пена пышным облачным обводом
усугубляет существа продольность.
Он просит смерти, но бессмертен родом -
будь проклят рок, бессмертья подневольность!
Такая мука в нем, такая больность!..
Титан колотит по небесным сводам, -

Выходит Зевс: - Чего тебе, ворюга? -
Титан диктует: - Сокруши порядок
и смерть мою перепиши на друга,
чтоб светел был отход его и сладок:
Кентавру пусть - нежнейшая из грядок,
а мне - его бессмертья центрифуга, -

ты понял? - Зевс кивнул ему невольно
и удалился ублажать титана.
Кентавру больше не было так больно,
его зарыл Геракл в тени платана.
Орел терзал титана неустанно,
въедаясь в печень. Но как раз об этом
известно всем и сказано довольно.
1973 г.

"Сага о Прометее" (часть триптиха), 1950 г.


Оскар Кокошка (нем. Oskar Kokoschka, 1 марта 1886, Пёхларн, Австро-Венгрия - 22 февраля 1980, Вильнёв, Швейцария) - австрийский художник и писатель чешского происхождения, крупнейшая фигура австрийского экспрессионизма в литературе и изобразительном искусстве.
По отцу принадлежал к роду известных пражских ювелиров. Учился в Венской школе искусств и ремёсел, среди его преподавателей был Густав Климт.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Харон
Вечно ходит челн Харона,
Но лишь тени он берет...

"Жалоба Цереры", В.А. Жуковский

Харон , греч. - сын бога вечной тьмы Эреба и богини ночи Никты, перевозчик мертвых в загробное царство.
При таком мрачном происхождении и роде занятий можно не удивляться, что Харон был грубым и ворчливым стариком. За­нимался перевозом через реку Стикс или Ахерон, причем только в загробное царст­во, но не в обратном направлении. Харон пере­возил только души умерших, погребенных по всем правилам; души непогребенных были обречены вечно скитаться по берегам загробных рек или, по менее строгим представлениям, хотя бы сто лет. За перевозку Геракла, который одним из немногих жи­вых попал в загробное царство, Харон целый год работал в оковах по приказу Аида. За доставку душ умерших в аид Харон требовал вознаграждения. Поэтому греки клали по­койникам под язык монету (один обол). Зачем Харон нужны были деньги в загробном мире - этого никто не знал. Во всяком случае, все отмечают грязный и оборван­ный вид, этого странного бога (а Харон дейст­вительно был богом), его клочковатую не­стриженую бороду. Обычай снабжать по­койников деньгами на дорогу сохранялся в греко-римском мире еще долго после по­беды христианства и проник в погребаль­ные обычаи других народов.

Лодка Харона , 1919 г.


Музей изобразительных искусств в Валенсии
Хосе Бенль­у­ре-и-Хиль (José Benlliure y Gil; 1855, Валенсия - 1937, Валенсия) - испанский художник.
Родился в семье художника.Он был сыном художника Хуана Антонио Бенль­у­ре и братом скульптора Мариано Бенль­у­ре и художников - Блас и Хуан Антонио. Вскоре он показал свой талант к живописи, и после того, как провел время, работая в Валенсии и Мадриде, он переехал в Рим, где прожил почти двадцать лет, получив международный успех и став лидером испанской художественной колонии в Риме. Он был назван Officier де l"Academie во Франции, был членом Академии Сан - Карлос в Валенсии и Сан - Фернандо в Мадриде, а в 1926 году он был членом латиноамериканского общества Америки в Нью - Йорке.
Изображал преимущественно сцены испанской и римской народной жизни, а иногда и историческо-бытовые сюжеты, отличаясь большим реализмом, блеском красок и тонкостью исполнения.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Фаэтон

Фаэтон - сын Гелиоса (бога солнца) однажды сильно поспорил со своим другом, потому что тот сомневался в его происхождении. Тогда он пошел к отцу и просил от него знака -доказательства родства. Отец погорячившись обещал исполнить его любое желание, тогда фаэтон попросил дать на день управлять солнечной колесницей. Отец был против, но не смог отговорить сына. Отец давал наставления своему сыну, чтобы тот сдерживал коней и не гнал их по итак кривой дороге и не спускался слишком низко (чтобы не поджечь землю: леса, поля, горы) и не поднимался слишком высоко (чтобы не пожечь небо).
Фаэтон не смог сдержать коней, но было уже поздно, как ни пытался он усмерить бег колесницы, ничего не выходило. Кони выскочили из колеи и спустились слишком низко и подожгли землю, а потом резко поднялись вверх и подожгли небо. Бог Посейдон пыталась потушить этот огонь, но сильный жар не давал сделать ему это. Тогда богиня Земля попросила Зевса-громовержца прийти на помощь.
Зевс одной молнией разбил колесницу и своим пламенем потушил солнечный огонь. Кони разбежались, а горящий Фаэтон показался людям падающей звездой. Объятое пламенем тело Фаэтона приняла в свои воды таинственная река Эридан, которой никогда не видели глаза ни одного смертного, и загасила пламя. Наяды, сожалевшие о Фаэтоне, таком смелом и таком молодом, чтобы умереть, похоронили его и вырезали на могильном камне стихи:

Здесь погребен Фаэтон, колесницы отцовской возница;
Путь ее не сдержал, но, дерзнув на великое, пал он.

Его сестры Гелиды, дочери Гелиоса, пришли на его могилу, чтобы оплакать его. Там, на берегу Эридана, они были обращены в тополя.

Вот уже слезы текут, источась на молоденьких ветках
Стынет под солнцем янтарь...

Эти капельки находят на берегу девушки и носят их как украшение.
Боги оплакивают Фаэтона


Теодор ван Тульден (нидерл. Theodoor van Thulden, 1606 или 1607 - 12 июля 1669)- - фламандский живописец и гравёр.
Теодор ван Тюльден родился в городе Хертогенбосх в Северном Брабанте. С 1621 года отправился в Антверпен и учился в мастерской Блейенберга. Работал в своём родном городе Герцогенбуше, в Антверпене, в Париже и Гааге.
В 1626 году стал мастером в гильдии Святого Луки, с 1631 по 1633 год работал в Париже, в 1634 году вернулся в Антверпен, где часто работал с Рубенсом и работал по заказам богатых горожан. В 1640 году вернулся в Северный Брабант, где выиграл конкурс на право создавать живописные политические аллегории по заданию городского совета.
Теодор ван Тюльден очень искусно сочинял и исполнял декоративные картины аллегорического и исторического содержания; писал также сцены обыденной жизни (в частности, деревенские праздники и свадьбы) и портреты. Он был одним из самых модных художников эпохи Людовика XV. Иметь в коллекции полотна художника было престижно.
Был женат на дочери художника Хендрика ван Балена.


Исторический жанр
Мифологический жанр

Виктор Васнецов."Христос Вседержитель",1885-1896.

Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), батальным жанром. Эволюция Исторического жанра во многом обусловлена развитием исторических воззрений и сформировался он окончательно вместе со становлением научного взгляда на историю (полностью лишь в 18–19 вв.).


Виктор Васнецов."Слово Божие", 1885-1896

Его зачатки восходят к условно-символическим композициям Древнего Египта и Месопотамии, к мифологическим образам
Древней Греции, к документально-повествовательным рельефам древнеримских триумфальных арок и колонн. Собственно исторический жанр начал складываться в итальянском искусстве эпохи Возрождения –
в батально-исторических произведениях П. Уччелло, картонах и росписях А. Мантеньи на темы античной истории, трактованных в идеально-обобщенном, вневременном плане композициях Леонардо да Винчи, Тициана, Я. Тинторетто.


Тициан."Похищение Европы", 1559-1592

Якопо Тинторетто."Ариадна,Вакх и Венера".
1576,Дворец Дожей, Венеция


Якопо Тинторетто."Купание Сусанны"
Вторая пол. XVIв.


Тициан."Бахус и Ариадна". 1523-1524

В 17–18 вв. в искусстве классицизма исторический жанр выдвинулся на первый план, включив в себя религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты; в рамках этого стиля оформились как тип торжественной историко-аллегорической композиции (Ш. Лебрен), так и полные этического пафоса и внутреннего благородства картины, изображающие подвиги героев античности (Н. Пуссен).

Никола Пуссен."Пейзаж с Орфеем и Эвридикой", 1648

Поворотным пунктом в становлении жанра стали в 17 в. произведениях Д. Веласкеса, внесшего в изображение исторического конфликта испанцев и голландцев глубокую объективность и человечность, П.П. Рубенса, свободно соединившего историческую реальность с фантазией и аллегорией, Рембрандта, опосредованно воплотившего воспоминания о событиях нидерландской революции в исполненных героики и внутреннего драматизма композициях.

П.Рубенс."Союз Земли и Воды"
1618, Эрмитаж, С.-Петербург

П.Рубенс."Диана, идущая на охоту",1615


П.Рубенс."Художник с женой Изабеллой Брант",1609

Рубенс."Венера и Адонис", 1615
Метрополитен, Нью-Йорк

Во 2-й половине 18 в., в эпоху Просвещения, историческому жанру придается воспитательное и политическое значение: картины Ж.Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением подвига во имя гражданского долга, прозвучали как призыв к революционной борьбе; в годы Французской революции 1789–1794 он изображал ее события в героически-приподнятом духе, уравняв тем самым действительность и историческое прошлое. Тот же принцип лежит в основе исторической живописи мастеров французского романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа), а также испанца Ф. Гойи, насытивших исторический жанр страстным, эмоциональным восприятием драматичности исторических и современных общественных конфликтов.


Эжен Делакруа."Женщины Алжира в своих покоях".
1834, Лувр, Париж

В 19 в, подъем национального самосознания, поиски исторических корней своих народов обусловили романтические настроения в исторической живописи Бельгии (Л. Галле), Чехии (Й. Манес), Венгрии (В. Мадарас), Польши (П. Михаловский). Стремление к возрождению духовности средневековья и Раннего Возрождения определили ретроспективный характер творчества прерафаэлитов (Д.Г. Россетти, Дж. Э. Миллес, Х. Хант, У. Моррис, Э. Бёрн-Джонс, Дж. Ф. Уотс, У. Крейн и другие) в Великобритании и назарейцев (Овербек, П. Корнелиус, Ф. Пфорр, Ю. Шнорр фон Карольсфельд и др.) в Германии.


Джордж Фредерик Уотс."Ариадна на острове Наксос".1875

Эдуард Берн-Джонс."Зеркало Венеры",1870-1876

Эдуард Берн-Джонс."Вифлеемская звезда",1887-1890

Мифологический жанр (от гр. mythos - предание) - жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества. Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне, фресок Рафаэля.


Сандро Ботичелли."Клевета", 1495


Сандро Ботичелли."Венера и Марс", 1482-1483

В 17в. - начале 19-го века значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высокого художественного идеала (Н. Пуссен, П. Рубенс), сближают с жизнью (Д. Веласкес, Рембрандт, П. Батони), создают праздничное зрелище (Ф. Буше, Дж. Б. Тьеполо). В 19 веке мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства (скульптура И. Мартоса, картины
Ж.-Л. Давида, Ж.-Д. Энгра, А. Иванова).

Помпео Батони."Бракосочетание Амура и Психеи",1756


Помпео Батони."Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде"
1770,Эрмитаж, Сенкт-Петербург



Помпео Батони."Воздержанность Сципиона Африканского"
1772, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Наряду с темами античной мифологии в 19-20вв. в искусстве стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов.


Гюстав Моро."Ночь",1880

В начале 20-го века символизм и стиль модерн оживили интерес к мифологическому жанру (Г. Моро, М. Дени,
В. Васнецов, М. Врубель). Он получил современное переосмысление в скульптуре А. Майоля, А. Бурделя,
С. Коненкова, графике П. Пикассо.



Лоуренс Альма-Тадема."Нахождение Моисея"
1904,частная коллекция



Виктор Васнецов."Бог Саваоф",1885-1896

Прерафаэлиты (от лат. prae – перед и Рафаэль), группа английских художников и писателей, объединившихся в 1848 в "Братство прерафаэлитов", основанное поэтом и живописцем Д.Г. Россетти, живописцами Дж. Э. Миллесом и Х. Хантом. Прерафаэлиты стремились к возрождению наивной религиозности средневекового и раннеренессансного ("дорафаэлевского") искусства, противопоставляя его холодному академизму, корни которого они видели в художественной культуре Высокого Возрождения. С конца 1850-х гг. вокруг Россетти группировались художники У. Моррис, Э. Бёрн-Джонс, У. Крейн, Дж. Ф. Уотс и др. Живопись Прерафаэлитов развивалась в сторону стилизации, усложнения плоскостной орнаментики, мистической окраски образного строя; широкий характер имела деятельность Прерафаэлитов (прежде всего Морриса и Бёрн-Джонса) по возрождению английского декоративно-прикладного искусства. Идеи и практика Прерафаэлитов во многом повлияли на становление символизма в изобразительном искусстве и литературе (Дж. У. Уотерхаус, У. Патер, О. Уайльд) и стиля модерн в изобразительном искусстве (О. Бёрдсли и др.) Великобритании.

Э.Бернс-Джонс."Шиповник.Спящая принцесса",1870-1890


ЭюБернс-Джонс."Афродита и Галатея", 1868-1878


Джордж Фредерик Уотс."Орландо, преследующий Фату Моргану"
1848г., частная коллекция

Назарейцы (нем. Nazarener), полуироническое прозвище группы немецких и австрийских мастеров раннего романтизма, объединившихся в 1809 в "Союз св. Луки"; произошло от "алла назарена", традиционного названия прически с длинными волосами, известной по автопортретам А. Дюрера и вновь введенной в моду Ф. Овербеком, одним из основателей братства назарейцев С 1810 назарейцы (Овербек, П. Корнелиус, Ф. Пфорр, Ю. Шнорр фон Карольсфельд и др.) работали в Риме, заняв пустовавший монастырь Сан-Исидоро и живя по образу средневековых религиозных братств и художественных артелей. Избрав образцом для подражания искусство Дюрера, Перуджино, раннего Рафаэля, назарейцы стремились возродить духовность искусства, утерянную, по их мнению, в культуре нового времени, однако их работы, в том числе коллективные (росписи в доме Бартольди в Риме, 1816–1817; ныне в Национальной галерее, Берлин). не лишены оттенка холодной стилизации В 1820–1830-е большинство назарейцев вернулось на родину. Их практическая деятельность и особенно теоретические высказывания оказали определенное воздействие на неоромантические течения 2-й половины 19 в., в том числе на прерафаэлитов в Великобритании и мастеров неоидеализма в Германии.


Фердинанд Ходлер."Отступление Маригнана".1898

С 1850-х г. получили также распространение салонные исторические композиции, сочетавшие пышную репрезентативность с претенциозностью, и небольшие историко-бытовые картины, в точных деталях воссоздававшие "колорит эпохи" (В. Бугеро, Ф. Лейтон, Л. Альма-Тадема в Великобритании, Г. Моро, П. Деларош и Э. Месонье во Франции, М. фон Швинд в Австрии и др.).


Лоуренс Альма-Тадема."Сафо и Алкаес".1881


Гюстав Моро."Эдип и Сфинкс"


Гюстав Моро."Химера", 1862

Слайд 2

Жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов, называется мифологическим жанром (от греч. mythos - предание) Мифы, легенды, предания есть у всех народов мира, и они составляют важнейший источник художественного творчества.

Слайд 3

Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами с нравственно-аллегорическим содержанием. Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне, фресок Рафаэля

Слайд 4

САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ Морские волны выносят на берег огромную раковину, похожую на раскрытый нежный цветок со стоящей в ней обнаженной, хрупкой богиней с задумчиво печальным лицом. Зефиры, стремительно парящие в воздухе, подгоняют раковину к берегу, осыпают ее цветами и колышут золотые пряди волос Венеры. Нимфа спешит накинуть на нее пурпурное, развевающееся от дуновения ветра, покрывало. И в Весне, и в Рождении Венеры линия - мощное средство эмоциональной выразительности. В облике Венеры сочетается чувственная красота и возвышенная одухотворенность. Ее облик - достижение великой гармонии,он считается одним из самых прекрасных поэтичных женских образов в мировом искусстве.

Слайд 5

Андреа Мантенья Парнас

Слайд 6

Джорджоне. Юдифь Юдифь - жительница иудейскогогорода Ветилуя, осажденного вавилонским полководцем Олоферном. Жители Ветилуи голодали и были на грани гибели. Юдифь вызвалась спасти своих соотечественников, нарядно оделась и пошла в стан врагов. Ее красота и ум пленили Олоферна, он стал пировать с ней в своем шатре, а когда уснул, Юдифь отсекла ему голову его же мечом и принесла ее в родной город. Жители, вдохновленные ее подвигом, напали на врагов и прогнали их. Своим самопожертвованием Юдифь снискала себе славу и почитание сограждан.

Слайд 7

В 17 в. - нач. 19 в. в произведениях мифологического жанра расширяется круг нравственных, эстетических проблем, которые воплощаются в высоких художественных идеалах и или сближаются с жизнью, или создают праздничное зрелище: Н.Пуссен Спящая Венера (1620-е, Дрезден, Картинная галерея), П.П.Рубенс Вакханалия (1619-1620, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Д.Веласкес Вакх (Пьяницы) (1628-1629, Мадрид, Прадо), Рембрандт Даная (1636, С.-Петербург, Эрмитаж), Дж. Б.ТьеполоТриумф Амфитриты (ок. 1740, Дрезден, Картинная галерея). С 19-20 вв. стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов.

Слайд 8

В XIX в. мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства (скульптура И. Мартоса, картины Ж.-Л. Давида, Ж.-Д. Энгра, А. Иванова). Наряду с темами античной мифологии в XIX- XX вв. в искусстве стали популярны темы индийских мифов. В начале XX в. символизм и стиль модерн оживили интерес к мифологическому жанру (М. Дени, М. Врубель). Он получил современное переосмысление в скульптуре А. Майоля, А. Бурделя, С.Коненкова, графике П. Пикассо. М.Врубель В.Васнецов Жан Луи Давид. Андромаха у тела Гектора.

Слайд 9

СиринВиктор Корольков1996 Сирин (фрагм)Виктор Васнецов Сирин - это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий.Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот - истинное блаженство!

Мифы Древней Греции – это захватывающие приключения богов, героев и злых существ. Они интересны во всех отношениях.

Это и развлечение похлеще голливудских блокбастеров. И возможность понять совершенно иное мировоззрение людей дохристианской цивилизации.

О мифах мы знаем не только благодаря античным авторам.

Художники, жившие до нашей эры, также активно создавали фрески с мифологическими сюжетами. И часть из них сохранились до наших дней.


Дионис (Вакх) встречает Ариадну на острове Наксос. Фреска в Стабии, вилла Ариадны, 1 до н.э.

Но почти на 1,5 тысячи лет мифы исчезли из искусства.

Они вновь появились в живописи лишь в . В 15 веке в Риме стали откапывать скульптуры времён Римской империи (копии работ древнегреческих мастеров). Начал расти интерес к Древней Греции. Стало модным, а потом и обязательным чтение античных авторов.

И уже в 16-17 веках мифы – одни из самых популярных сюжетов в живописи.

Мифологические картины для современного зрителя

Когда Вы находитесь в музее, Вы вряд ли долго задерживаетесь у картин с мифологическими сюжетами. По одной простой причине.

Мы мало знакомы с мифами Древней Греции.

Да, мы знаем Геракла. Слышали о Персее и Андромеде. И назовём пару античных богов вроде Зевса и Афины.

Но кто сейчас сможет похвастаться, что прочитал хотя бы «Одиссею» Гомера? Я сама прочла ее лишь в 30 лет.

А если Вы не понимаете сюжет картины, насладиться ей будет сложно. Потому что возникнет барьер в виде недоумения «А кто все эти люди?»

А вот если сюжет понятен, то живописные особенности картины как бы сразу раскрываются перед нашими прозревшими глазами.

Эта статья – небольшой сборник мифологических картин.

Я помогу Вам сначала разобраться в их героях и символах. А затем мы вместе насладимся всеми достоинствами этих шедевров.


Боттичелли. Весна (путеводитель по картине). 1482 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли первым в истории европейской живописи (после древних греков и римлян) стал изображать мифологических героев.

Мифологические картины Боттичелли иногда нелестно называют живописными комиксами. Герои стоят в ряд. Между собой не взаимодействуют. Осталось только облачка с их речью добавить.

Но именно Боттичелли первым спустя 1,5 тысяч лет стал изображать мифы. Так что ему можно.

К тому же такое расположение в ряд не мешает той же «Весне» Боттичелли быть одной из самых прекрасных картин в мире.

Ещё «Весна» – одно из самых загадочных полотен. Существует множество его интерпретаций. Я выбрала ту, которая лично мне кажется наиболее правдоподобной. И дополнила ее своими собственными размышлениями.

2. Тициан. Вакх и Ариадна


Тициан. Вакх и Андромеда (путеводитель по картине). 1620 г. Национальная лондонская галерея

После Боттичелли в Эпоху Возрождения мифы изображали многие художники. Но самым плодовитым был Тициан.

Его мифы уже совсем другие. Это уже конкретные истории, как «Встреча Вакха и Андромеды на острове Наксос».

Ещё это порывистые движения, как прыжок бога виноделия с колесницы к ногам красавицы. Это выраженные в позах эмоции, как например, удивление и испуг Андромеды. А ещё реалистичный пейзаж, который является фоном для героев.

3. Рубенс. Персей и Андромеда


Питер Пауль Рубенс. Персей спасает Андромеду (путеводитель по картине). 1622 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

После Тициана мифологические картины окончательно вошли в моду. Художники следующих поколений усвоили все уроки великого мастера. Но сильно усложнили композиции.

Тот же Рубенс буквально «сталкивал» своих героев телами. И перед нами – уже невероятное переплетение рук, голов и ног.

Именно поэтому нам так сложно наслаждаться мифологическими картинами 17 века. Мало того, что сюжеты не всегда известны, ещё и всех героев нужно разглядеть.

Итак, золотое время мифологических картин – это 16-17 века.

В 18 веке их немного потеснили вполне земные и милейшие красотки рококо.

А к концу 19 столетия их вытеснили реализм и импрессионизм. Мифы окончательно вышли из моды.

Но мифологические картины по-прежнему висят в музеях. Ведь они являются очень важным культурным пластом. И лишь небольшие пробелы в наших знаниях мешают полноценно ими наслаждаться.

Миф и сказания тесно переплетаются с повседневной жизнью обывателя. Для современного зрителя повествование мифологических сюжетов в полотнах кажется обыденностью, однако ценители, знающие исторические корни возникновения такого жанра, как античная мифология в живописи, с особым трепетом ценят то искусство, с каким мировые художники подходили к созданию образов и сцен жизни сказочных персонажей древней мифологии.

Питер Пауль Рубенс, Пан и Сиринга, 1617. Государственный музей, Кассель, Германия

Миф в значении русского языка - «сказание». И так, античная мифология. Почему античная? Потому, что antigues переводится как «древний» с латинского. Почему в живописи? Да потому, что яркие образы и фантазия художника наделяет воображаемых персонажей некой телесностью и пущей фантазийностью. Начиная с эпохи Возрождения, мастера черпали идеи из сюжетов древней мифологии Греции и Рима. Помимо всем известных направлений, здесь имело место быть другое ответвление - пантеизм. Причем последнее в большей степени присуще эллинским (древнегреческим) мастерам. Свое название «пантеизм» берет от названия Пана - бога природы, козлоного и не в меру похотливого. Его изображения всегда наделялись, без стеснения, эрегирующим фаллосом и встречались в амулетах, рельефах и статуях греческих дворцов. Наиболее знакомой современникам стала картина Врубеля «Пан». Однако приближенными к «истинному» Пану становятся те полотна, что принадлежат кистям Пуссена Николы («Пан и Сиринга»), Франса Снейдерса («Церера и Пан») и многим другим авторам.

Обращаясь к наиболее распространенным мифологическим сказаниям, с героями, многократно встречающимся в детских и школьных книгах: Гераклу, Медее и Персею, Пандоре и Сиренам, - зритель получает возможность и некий кайф созерцать сюжеты по мотивам древнегреческих и древнеримских сюжетов. Эта тема смакуется в произведениях эпохи Возрождения, Барокко и особенно выразительна в караваджинских мотивах и работах учеников и последователей великого мастера. Техника, в которой пишутся сказочные существа основана на игре света и тени, с приглушенным фоном и жирными светлыми мазками основных героев. Такой прием позволяет «вытянуть» персонажей на передний план и создать еще более гнетущее настроение. Зато на рубеже XIX века, когда классицизм взял в свои руки палитру, настроение картин с мифологической тематикой меняется в сторону света и теплых красок (Гюстав Моро - «Апполон и девять муз » и «Фракийская девушка с головой Орфея на его лире», Густав Климт - «Афина Паллада », Ханс Макарт - «Триумф Ариадны » и др.).

Полотна становятся по-настоящему сказочными и радужными. В некоторые произведения просачивается эротизм, в другие - некая детскость, в третьи - аллегоричность. Причем, аллегория и олицетворение в мифологических сюжетах чаще всего используются мастерами для передачи собственного восприятия. Для создания подобных сюжетов художникам приходилось изучать античную литературу, выискивая характерные черты персонажей, соединять образы с книжным повествованием. И, кроме того, обыватели той эпохи, когда писались полотна, имели высокий спрос на подобные сюжеты. Не всегда художники творили во благо собственным пристрастиям, скорее вопреки, кропотливо объединяя мифологических существ с земными селянами и природой, переплетая свое мастерство и пожелания зрителя видеть то, что называется сказкой наяву.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS