Главная - Режиссура
Натюрморты великих мастеров. Натюрморт

В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.

Исторический жанр

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.

«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков

В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.

Мифологический жанр

Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.

«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья

Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.

Батальный жанр

Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо

Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.

Бытовой жанр

Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.

«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус

Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.

Анималистический жанр

Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.

«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер

Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.

Натюрморт

В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).

«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший

Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.

Портрет

Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.

Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».

«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи

Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.

Ню

Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.

«Сельский концерт» (1510)
Тициан

Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.

Пейзаж

Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .

Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .

«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан

Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.

Ведута

Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.

«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто

Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.

Марина

Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.

«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт

Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.

Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Ирина Колотева
НОД по ознакомлению детей с искусством «Натюрморт, портрет, пейзаж»

Цель. Продолжать учить детей анализировать произведения искусства ,отображать

на листе бумаги задуманное,делать контурный рисунок простым карандашом, рассказывать о своем действии употребляя глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени,отвечать на один и тот же вопрос по- разному;

закреплять у детей знания о пейзаже ,натюрморте ,портрете ,умение располагать

изображение на всем листе бумаги,совершенствовать умение рисовать акварельными красками, пользоваться палитрой (для смешивания красок) ;

развивать связную речь,ориентировку на листе бумаги,глазомер, чувство цвета, формы;

воспитывать любовь к живописи и предметам искусства ,эстетический вкус

Словарная работа : Портрет ,портретист ,пейзаж ,пейзажист ,натюрморт ,натура,контур,

палитра,фон,свет,тень,живопись,жанр.

Предварительная работа : Знакомство с пейзажем , натюрмортом , портретом ,рассматривание репродукций картин : И. Левитан "Золотая осень", И. Э. Грабарь "Калинки",О. А. Кипренский "Портрет О . А. Рюминой", "Портрет А . С. Пушкина",Нестеров "Портрет скульптора В . Мухиной",Машков "Московская снедь",Г. Попов "Щедрая земля",Крылов "Колокольчики",рисование по теме портрет ,натюрморт ,пейзаж .

Оборудование : Игры : "Составь портрет (натюрморт ,пейзаж , альбомный лист, простой карандаш,кисточки №4,№8, ластик,акварельные краски,баночки с водой,салфетки,палитра,репродукции картин : Б. Кустодиев "Портрет Ирины Кустодиевой с собачкой Шумкой",И. Е. Репин "Портрет П . М. Третьякова",К. Ф. Юон "Зимнее солнце",И. И. Шишкин "Перед грозой",И. К. Айвазовский "Лунная ночь",Ф. П. Толстой "Букет цветов,бабочка и птичка",Е. Волошинов"Лук",Г. Попов "Щедрая земля",О. Саврасов "Грачи прилетели"

Ход НОД

I. Дети садятся за столы. Входит Незнайка (в руках у него рисунки пейзажа , натюрморта ,портрета бурчит : "Подумаешь,забыл,перепутал,тоже мне умник!"

Восп. Незнайка,чем ты так расстроен?

Незнайка. Сижу рисую. Подходит Знайка и спрашивает : "Что ты,Незнайка рисуешь?

А я говорю : "Пейзаж " (показывает рисунок,на котором нарисован натюрморт ) . А он мне : "нет,это не пейзаж натюрморт ".Натюрморт я уже рисовал (показывает пейзаж ) .А он смеется и говорит,что я все перепутал,и наверно был не внимателен на занятиях у Карандаша. Ну подумаешь,засмотрелся на птичку".

Восп. Незнайка, на занятиях нужно быть очень внимательным,ни на что не отвлекаться. Я думаю,что мы сможем тебе помочь. Сегодня как раз мы хотели поговорить о жанрах живописи. Садись,Незнайка,слушай внимательно и запоминай.

Ребята,вы наверно уже обратили внимание на выставку картин?Все они разные по содержанию,но есть картины,которые относятся к определенному жанру живописи. И нам нужно определить к какому жанру можно отнести ту или иную картину. Послушайте загадку :

Если видишь : на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется. (пейзаж )

Покажите картины,которые относятся к жанру пейзажа (дети по очереди выходят

и показывают картины на которых изображен пейзаж , рассказывают какие краски использовал художник). Что же такое пейзаж ?Как называется художник рисующий пейзаж ? (пейзажист )

А теперь послушайте другую загадку :

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу,или торт,

Или все предметы сразу

Знай,что это. (натюрморт )

Покажите,на каких картинах изображен натюрморт . Что изображается в натюрморте ? (предметы которые нас окружают)

Что показывает художник в натюрморте ? (красоту предметов)

Как показано главное на картине?Предлагаю составить натюрморт .

А сейчас,Незнайка,загадка для тебя (ребенок загадывает загадку)

Если видишь,что с картины

Смотрит кто- нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька,твой сосед,

Обязательно картина называется. (портрет )

Дети выходят,показывают картины,на которых изображен портрет ,отвечают на вопросы :Кто изображен? Какое настроение у этого человека?Какие краски использовал художник?Как называется художник пишущий портрет ?Если художник

рисует себя,как называется картина? (автопортрет ) .А если несколько человек? (групповой портрет )

II. Игра "Составь натюрморт ,пейзаж ,портрет "

Дети делятся на три команды,составляют натюрморт ,портрет ,пейзаж ,а потом рассказывают, что составили и из чего.

III.А сейчас вы станете художниками. Может кто-нибудь из вас станет пейзажистом , кто-то портретистом ,а кто- то нарисует натюрморт который мы уже составили. Прежде,чем приступить к рисованию, хорошо подумайте и выберите какой жанр вы будете рисовать , с чего начнете,какие цвета используете. Где будете смешивать краски ? (на палитре)

IV.Работа детей .

Вопросы :Что ты будешь рисовать?

С чего начнешь рисовать?

Что уже нарисовал?

Что осталось нарисовать?

Как получил тот или иной цвет? и т. д.

V.Физминутка :

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

Снова рисовать начнем.

VI.Анализ работ (дети рассказывают о том, что они нарисовали)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виды и жанры живописи. Женский портрет ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Педагогический факультет Портрет, пейзаж, натюрморт. ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Педагогический факультет Плотникова С.Н. Преподаватель – доцент Боровская Е.Р. 2009/2010 уч.г.

Методические комментарий Класс: 5 Предмет «Искусство» Тема 1. У каждого искусства свой язык. Урок 5. Женский портрет (искусство живописи). (можно также использовать в 4 классе по теме 4 Искусство объединяет народы) Презентация: по щелчку. Планирование по предмету «Искусство» составлено на основе программ: «Мировая художественная культура» (программа Л.А.Рапацкой) «Изобразительное искусство и художественный труд» (программа Б.М.Неменского). Учебники: - Горява Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство и художественный труд / под ред. Неменского Б.М./, 5 класс, М.: Просвещение, 2006; -С D ROM «Мировая художественная культура: от наскальных рисунков до киноискусства» - мультимедийное учебное пособие по курсу МХК для учащихся общеобразовательных школ. Автор: д.п.н. профессор Л.А.Рапацкая. -Использованы материалы Интернет. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства сайт

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, учебная доска -зрительный ряд: презентация на CD ROM ; репродукции картин с изображением портретов разных эпох. -литературный ряд: стихотворения Л. Татьяничевой, Д. Кедрина и др. авторов; -музыкальный ряд: Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Женский портрет Цели: -по содержанию: знать один из основных жанров живописи: портрет; знать об изображении женского портрета в искусстве разных эпох, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. -по способу работы: уметь изображать основные пропорции лица человека. Планируемый результат: -уметь рисовать женский портрет (портрет мамы). Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства фильм

Послушайте стихотворение к портрету графини Струйской Ф. Рокотова. Портрет Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Н. Заболоцкий Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Картины, где изображены личности, - портреты, не оставляют спокойными наши сердца. Что называется портретом? Что главное пытаются отразить в портретах художники?

Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты Чувство прекрасного родилось не сегодня, оно вечно будоражило воображение человека. Каноны красоты - это, скорее, совокупность правил, пропорций. Ах, красота! Тут есть над чем подумать. Как это сложно. Гармония, красота. Они всегда ускользают от нас. Они всегда остаются тайной. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Портрет - это изображение человека или группы людей в произведениях живописи. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Портрет – жанр живописи. Какие жанры живописи Вы еще можете назвать?

Основные жанры живописи. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства … Пейзаж, натюрморт, анималистический, батальный, бытовая картина.

Виды портрета История портрета- это практически история живописи. Портрет может быть: -индивидуальным; -групповым; -автопортрет; -сатирическим. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Сегодня мы будем учиться портретному искусству. Но прежде, чем рисовать, ответим на вопросы: Какие бывают портреты? Какие бывают лица? Какое лицо можно назвать красивым? Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

«Джоконда» Леонардо да Винчи Портрет Моны Лизы очень популярен. Картина - действительно загадка. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Рембрант «Портрет старушки» 1654 г. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Женщины сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и повернувшись прямо к зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные долгим жизненным опытом люди. Художник блестяще показывал не только внешние черты, но и духовный облик человека.

У русских женщин есть такие лица: К ним надо приглядеться не спеша, Чтоб в их чертах могла тебе открыться Красивая и гордая душа. Л.Татьяничева Портрет Марии Алексеевны Дьяковой, в замужестве Львовой Д.Г. Левицкий, 1781 г. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства галерея

Насколько разные чувства мы видим на лицах женщин, девушек. Назовите их… Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Портрет М.И.Лопухиной Боровиковского Портрет Л.К. Маковской Тропинина Кружевница Тропинина Женщина в покрывале Рафаэля Дама под вуалью Рослина

Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Изображение портрета матери, женского портрета. Практическая работа

Послушайте стихотворение Д.Кедрина «СЕРДЦЕ» и ответьте на вопросы: Девчину пытает казак у плетня: «Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня? Девчина в ответ, заплетая косу. «Про то мне ворожка гадала в лесу. Пророчит она: мне полюбится тот, Кто матери сердце мне в дар принесет. В пути у него помутилось в глазах, Всходя на крылечко, споткнулся казак. И матери сердце, упав на порог, Спросило его: «Не ушибся, сынок?» Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Каковы чувства матери в этом стихотворении? Существует ли связь между внутренними качествами человека и внешним обликом? 3. В чем отличительные особенности лица Вашей мамы? 4. Каковы ее внутренние черты?

Последовательность работы: Намечаем горизонтальные и вертикальные линии. Находим расположение глаз, носа, рта.

Последовательно прорисовываем линии глаз, век, зрачков, а также брови

Переходим к изображению носа.

Осталось нарисовать рот и уши.

А теперь дело за красками или графическими материалами.

Итоги урока: 1 . Выставка работ учащихся (исходя из времени урока работы сделаны пастелью, пробовали работать с новым материалом, закрепляя тему «Графика») . 2. Подведение итогов урока. В лучших ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному, передать характеры изображенных женщин. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Работы учащихся Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Дорофеев Костя Шапошниченко Дарья Могущая Злата Ковалев Костя

Работы учащихся Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Покровская Даша Царевский Алеша Абрамова Мария Гурьянова Ольга

Послушайте стихотворение. Подберите к нему заголовок. Объясните, о каком «следе» говорит поэт. Говорят: талант от Бога Этим дан, а этим нет... Всем зато дана дорога – Кто какой оставит след? С. Викулов А какой свой след вы хотели бы оставить на земле? Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Домашнее задание: Подобрать иллюстрации с изображением различных образов человека, попытаться описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного на портрете. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Песня о маме

Используемые источники: Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского / О.В.Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2006. http://artclassic.edu.ru/ http://rusportrait.narod.ru/ http://taralex.da.ru/ http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/430 http://worldleonard.h1.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C http://rembr.ru/ Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Об авторе: Плотникова Светлана Николаевна ГОУ СОШ № 854 г. Зеленограда (603-а) Тел. 499-736-75-15 Выбрана тема «Женский портрет», т.к. вызывает интерес у учащихся и учителя, очень люблю еще рисовать цветы. [email protected] Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: расширить понятие о жанрах в изобразительном искусстве

  1. Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.
  2. Дать определение понятиям: жанр, натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический жанр, бытовой и исторический жанры.
  3. Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству.

Оборудование: репродукции картин разных жанров, презентация по теме урока, карточки-задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

– Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок – начинается урок.

Проверка готовности к уроку.

– Порядок на столе,
Порядок в голове,
К уроку мы готовы ВСЕ!

II. Введение в тему урока. (Слайд 1).

– Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир искусства, узнаем много нового и интересного.

– Вы уже знакомы с понятием “виды” изобразительного искусства. Перечислите их. (Живопись, скульптура, архитектура, графика, ДПИ.)
– А сегодня нам предстоит узнать что такое “жанр” и, какие виды жанров существуют в изобразительном искусстве.

III. Изучение нового материала.

(Слайд 3. Понятие “жанр”.)

Живопись – вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.

Доступные живописи широта и полнота охвата реальной действительности определяют многообразие присущих ей жанров.

Жанр – в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.

В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Хотя понятие “жанр” появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. и завершилось в основном в 17 в., когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие “высоких” и “низких” жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. К “высокому” жанру относили исторический и мифологический жанры, к “низким” – портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями.

– А теперь познакомимся более подробно с некоторыми из жанров изобразительного искусства.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы.

Натюрморт может быть наделен сложным символическим смыслом, играть роль декоративного панно, быть “обманкой”, которая дает иллюзорное воспроизведение реальных предметов или фигур, вызывающих эффект присутствия подлинной натуры.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV–XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа. Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти, либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов – в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в голландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта голландского общества – традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения – а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Натюрморт (франц. nature morte , буквально – мёртвая природа; англ. still life – неподвижная жизнь) – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению вещей, организованных в группу. Кроме неодушевлённых предметов, в натюрморте также изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь, – рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ – насекомых, птиц, зверей, даже людей – может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. По сравнению с другими жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта, уделяется повышенное внимание к структуре и деталям объектов, фактуре поверхности.

Представители: Кустодиев Борис Михайлович, Коровин Константин Алексеевич, Перов Василий Григорьевич, Грабарь Иван и др.

Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей.

Портрет – один из древнейших жанров изобразительного искусства. Виды портрета – парадный, камерный, одиночный, групповой, погрудный, поясной, парный, в рост, автопортрет.

Портрет(фр. portrait , от cтарофранц. portraire – “воспроизводить что-либо черта в черту”) – изображение человека, выполненное средствами изобразительного искусства (живописи, гравюры, скульптуры, фотографии), а также (в переносном смысле) словесное описание (в частности, в литературе).

Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т.д. Главные требования, предъявляемые к портрету, – передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека.

Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этим требованиям входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется одарёнными художниками, способными вложить в воспроизведение действительности свой личный вкус, талант и мастерство.

Представители: Боровиковский Владимир Лукич, Брюллов Карл Павлович, Гау Владимир Иванович, Кипренский Орест Адамович, Крамской Иван Николаевич и др.

Пейзаж – изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта; по предмету изображения выделяют архитектурный, индустриальный пейзаж, городской, деревенский, марину (изображает море), исторический и фантастический (футурологический) пейзаж.

Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Но сегодня такая точка зрения, соответствующая старинным представлениям, кажется по меньшей мере наивной. В наше время неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.

В пейзаж входят некоторые основные элементы:

  1. Земная поверхность,
  2. Растительность,
  3. Человеческие постройки,
  4. Перспектива вида.

Картина также может включать:

  1. Водоёмы (озера, моря, реки),
  2. Фауну,
  3. Людей.
  4. Свет.
  5. Метереологические образования (облака, дождь).

Представители: Алексеев Фёдор Яковлевич, Горбатов Константин Иванович, Клодт Михаил Константинович, Куинджи Архип Иванович, Левитан Исаак Ильич, Саврасав Алексей Кондратьевич, Шишкин Иван Иванович и др.; художники-моренисты – Айвазовский Иван Константинович, Беггров Александр Карлович, Боголюбов Алесей Петрович и др.

Анималистический – связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала.

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, показывающий животных. Художник-анималист уделяет внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта. Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи.

Представители: Серов Валентин Александрович, Василий Ватагин, Михаил Кукунов и др.

Исторический жанр – один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

Исторический жанр. Один из ведущих жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, значительным явлениям в истории той или иной страны. Обращенный в основном к прошлому (порою и к глубокой древности), исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Основные виды произведений этого жанра – исторические картины, росписи, рельефы и круглая скульптура, графика. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым (историко-бытовые изображения); портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-исторические композиции), пейзажем (так называемый исторический пейзаж); особенно тесно смыкается с ним батальный жанр, когда он раскрывает исторический смысл военных событий. В историческом жанре часто находили художественное выражение драматические столкновения реальных исторических персонажей, события у классовой и национально-освободительной борьбы. Исторический жанр в его современном виде сформировался полностью лишь в XVIII– XIX вв., но многие его особенности сложились значительно раньше. Зачатки этого жанра известны с глубокой древности, когда воспоминания о реальных переселениях или войнах племен соединялись с фольклорным вымыслом и мифами.

Представители: Бронников Фёдор Андреевич, Васнецов Виктор Михайлович, Верещагин Василий Васильевич, Лебедев Клавдий Васильевич и др.

(Слайд 10).

Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта.

Бытовой жанр может отображать частную жизнь обитателей и царского дворца, и крестьянской избы, и дворянского поместья, и городской квартиры; различные житейские ситуации могут быть представлены и на фоне природы, и в общественном месте, и на городской улице. Таким образом, бытовой жанр очень тесно переплетается с другими жанрами – историческим, портретным, пейзажным, батальным. Изображая будничную жизнь людей, художники стремятся показать их духовный мир. Изображения бытовых сцен известны с глубокой древности, но как самостоятельный жанр искусства бытовая живопись сложилась сначала на Востоке – к Х в., а позднее в Европе – в XVI в., когда на смену религиозной живописи пришла светская. В России активный интерес к бытовому жанру начинается во второй половине XVIII в.

Представители: Архипов Абрам Ефимович, Богданов-Бельский Николай Петрович, Журавлёв Фирс Сергеевич, Маковский Владимир Егорович и др.

IV. Закрепление нового материала.

(Слайд 11).

– Назовите, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти произведения искусства.

Работа по карточкам-заданиям в парах.

– Соотнесите произведение искусства и жанр. (Для слабых детей.)
– Подпишите, к какому жанру изобразительного искусства относятся данные произведения? (Для сильных детей.)

V. Обобщение изученного материала.

(Слайд 12).

1. Дайте определение понятию “жанр”. Приведите примеры жанров изобразительного искусства.

2. Продолжите определение:

  • жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы – … (натюрморт).
  • жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей – … (портрет).
  • изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта – … (пейзаж).

3. Кого изображают художники-анималисты?

4. Как называется жанр изобразительного искусства, отображающий повседневную жизнь людей?

5. Что такое исторический жанр и может ли он перекликаться с бытовым жанром? Объясните.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось, запомнилось?

VII. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о каком-либо жанре изобразительного искусства.

Портрет

Портрет (французское слово portrait) - один из древнейших жанров изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей, называют портретом. Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т.д. Главные требования, предъявляемые к портрету, – передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне. В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне. Существуют двойной и групповой портрет. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, но согласованные между собой по композиции, формату и колориту. Портреты могут образовывать ансамбли – портретные галереи, объединяемые по профессиональному, семейному и др. признакам (галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т.д.). В особую группу выделяется автопортрет – изображение художником самого себя.

Пейзаж

Пейзаж (фр. paysage). Жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников, называется пейзажем. Различают сельский, городской пейзаж (в т.ч. ведута), архитектурный, индустриальный, изображения водной стихии – морской (марина) и речной пейзаж. В древности и в средние века пейзаж появляется в росписях храмов, дворцов, в иконах и в миниатюрах. В европейском искусстве первыми обратились к изображению природы венецианские живописцы эпохи Возрождения (А.Каналетто). С 16 в. пейзаж становится самостоятельным жанром, формируются его разновидности и направления: лирический, героический, документальный пейзаж. В 19 в. творческие открытия мастеров пейзажа, насыщение его социальной проблематикой, развитие пленэра (изображение естественной природной среды) завершились достижениями импрессионизма, давшими новые возможности в живописной передаче пространственной глубины, изменчивости световоздушной среды, сложности цветовой гаммы.

Жанр пейзажа очень часто ставят на одно из последних мест при перечислении всех жанров живописи. Но это не совсем справедливо, поскольку художник-пейзажист сталкивается с большим количеством трудностей, чем, например, художник-портретист. Первый имеет дело с объектом, не поддающимся влиянию – природой, второй же способен управлять изображаемым объектом (изменять положение в соответствии с освещением и другими факторами). Талант пейзажиста определяется тем, сможет ли он "поймать момент" и запечатлеть все волшебство и красоту изображаемого явления природы. Если сумеет, то найдется огромное количество желающих купить такую картину.

Натюрморт

Натюрморт – от франц. nature morte – мертвая природа – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XYII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как “мертвая натура”, натюрморт рассказывает о красоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасны, творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т. д.

Исторический жанр

Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества. Особое место принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительные для истории народа события. Когда в картине, рисунке или скульптуре рассказывается о жизни далекого или недавнего прошлого, он сближается с бытовым жанром. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение. Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем (“исторический пейзаж”), батальным жанром.

Бытовой жанр

Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса. Бытовой жанр – один из жанров изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов. Родина бытового жанра, как и натюрморта, – Голландия ХVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще совсем недавно первой половине минувшего столетия, он считался низким, недостойным вниманий художника. К бытовому жанру относятся: картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.

Анимализм

Анимализм (от лат. animal – животное), вид изобразительного искусства, в котором, ведущим мотивом является изображение животных. Остро стилизованные, имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского "звериного стиля" (в том числе у скифов, сарматов, саков и других племен), у народов Африки, Океании, древней Америки; непревзойденной монументальностью отличаются изображения реальных и мифологических животных в искусстве Древнего Востока, экспрессивной динамикой – в настенных росписях, вазописи, пластике крито-микенской цивилизации, искусстве классической античности и эллинизма.Собственно анималистический жанр появился в Китае в периоды Тан (8 в.) и Сун (13 в.). В средневековом искусстве Европы были распространены почерпнутые из фольклора, языческих и христианских легенд сказочно-гротескные образы зверей и птиц; художники эпохи Возрождения начали рисовать животных с натуры. Европейский анималистический жанр сформировался (первоначально во многом как аллегорический - морализирующий, когда те или иные животные выступали как олицетворение человеческих пороков и добродетелей) в 17 в. в искусстве Голландии и Фландрии. В дальнейшем в произведениях мастеров анималистического жанра естественнонаучный интерес и стремление к точному воссозданию повадок и природной пластики животных соседствуют с романтическим восхищением их силой и ловкостью или с декоративной стилизацией образов животного мира. Художники, работающие в анималистическом жанре называются анималистами.

Батальный

Батальный (от франц. bataille – битва), Батальным жанром называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный может включать элементы других жанров – бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта. Такого рода изображения известны с древнейших времен, в книжной миниатюре и декоративном искусстве средневековой Европы. Как самостоятельный батальный жанр формируется в Италии эпохи Возрождения. В 17 в. сближению батальной живописи с историческим жанром способствовали картины Д. Веласкеса, глубоко раскрывавшего исторический смысли этическую подоснову военных событий, и произведения П.П. Рубенса, захватывающие зрителя своими динамикой и драматизмом. В 1-й половине 19 в. на развитие батального жанра наложили отпечаток историзм и эмоциональный пафос романтизма; события эпохи наполеоновских войн и национально-освободительных движений в Европе запечатлены в живописи. Во 2-й половине 19 в. в военных сценах и батально-исторических полотнах усиливаются пейзажные, жанровые, психологические начала, внимание к действиям и переживаниям рядовых участников военных действий. Художники, работающие в батальном жанре, называются баталистами.

Айвазовский Иван Константинович «Девятый вал»

Мифологический

Происходит от греческого слова «mythos», что обозначает предание. Жанр посвящен героям и событиям, о которых рассказывают мифы и легенды древних народов. Творчество, связанное с мифами, известно с глубокой древности, еще в эпоху первобытного искусства древний человек пытался запечатлеть изображения героев легенд и преданий своего народа. Однако не стоит думать, что в современном искусстве не нашлось места мифологическому жанру. Просто мифологический жанр получил переосмысление, соответственное нашему времени.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS