Главная - Голос
Восточная и западная культура. Западная и восточная цивилизации Сравнительная характеристика разных

Министерство образования и науки РФ

Северный (Арктический) федеральный университет

Кафедра права и культурологи


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

По дисциплине: Культурология

Восточная и западная культура


Архангельск


задание


) Что понимают под терминами «западная культура», «восточная культура»? Раскройте разные точки зрения.

) Согласны ли вы, что…

восточное общество - это общество традиционного типа;

) В чем отличие?

восточного и западного искусства;

) Составьте кроссворд по теме контрольной работы (минимум - 12 слов).

) Раскройте смысл понятий:

Региональный тип культуры.

Традиционализм.

) Напишите эссе на тему, предложенную в афоризме Гете: «Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком».

) Приведите примеры:

ценностей восточной и западной культуры;

) Ответьте, почему?

существуют значительные отличия в культурах Запада и Востока;

) Для духовной жизни народов Востока характерно господство религиозно-мифологических представлений. Расскажите о религиозно-мифологических представлениях одной из восточных стран.

) Как вы оцениваете восточную и западную культуру? Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития двух типов культуры? На какие мысли вас натолкнуло выполнение данной контрольной работы?

Задание 1. Что понимают под терминами «западная культура», «восточная культура»? Раскройте разные точки зрения


Западная культура - совокупность культурных признаков, объединяющих страны Запада и выделяющих их на фоне других государств мира. Под понятием западной в современной культурологии подразумевается культура Америки и Европы. В средние века это разделение немного отличалось в зависимости от того, рассматривался ли этот вопрос с евроцентристской или же с общемировой точки зрения. По евроцентристской оценке под западными подразумевались культуры развитых государств Европы - Франции, Италии, Германии, Англии, Испании. По общемировой - европейская и византийская культуры.

Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. Приоритет инициативы, идея значимости личности, творческое ее развитие лежат в основе западного общества. Социальная динамика западной культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого к новому протекает как ломка устаревших систем ценностей, политических и общественно-экономических структур. Запад, являясь носителем творческого начала, постоянного поиска, бунта и перемен и, в то же время, проявляя стремление к постоянному, всестороннему познанию окружающего мира и Вселенной, чаще занимает сторону земного материалистического бытия, тем самым разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и привычных норм.

Важная черта западного менталитета - его склонность к научным методам познания и исследования окружающего мира. Наука Запада направлена на создание сложных сетей методологических исследований и экспертиз, окутывая которыми объект своего изучения, она понимает его и его природу.

Восточная культура - культура, в целом основанная на внерациональном восприятии мира. Странами с восточным типом культуры считаются страны Центральной и Юго-Восточной Азии, Северной Африки, страны Ближнего Востока. Человеку этой культуры всегда был чужда однобокая рационализация, а тем более экономизация мышления как крайнее ее проявление.

На Востоке господствуют чувственные механизмы познания и освоения мира. На их основе создано самобытное восточное мировоззрение. Индивидуальность оказывается поглощенной общностью, бытие личности ориентировано на подчинение интересам целого - общины, государства.

В отличие от западной культуры, направленной вовне, восточная побуждает человека погрузиться во внутренний мир. Если западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.

Восток, в отличие от Запада, является воплощением спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира, человек культуры Востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток - это некое воплощение принимающего, женского начала. Он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей, при этом часто ущемляя плоть, но при этом всегда стремясь к гармонии и равновесию в мире. Новое здесь не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а органично вписывается, дополняя его.


Задание 2. Согласны ли вы, что…

восточное общество - это общество традиционного типа;


Да, я согласен, так как на это указывают многие особенности восточного общества. Тип отношений общества и природы здесь построен не на принципе победы над нею, а на идее слияния с ней. Основа экономической системы - общинные и государственные формы собственности, частная же собственность как институт развита слабо. Уровень социальной мобильности, как правило, невысок, границы между кастами, сословиями и другими социальными общностями устойчивы. Человек стремится стать частью одной из таких общностей, «раствориться» в ней. Главный регулятор общественной жизни - традиция, обычай, следование нормам жизни предыдущих поколений.

идеал мыслителя западного типа - исследователь, познающий окружающий мир, идеал мыслителя восточного типа - мудрец, через себя познающий мир;

Да, это так. Рационализм, характерная черта западного человека, возводит ценность знания в абсолют, признает разум основой познания. Поэтому ученые, мыслители с западным мировоззрением в стремлении познать мир опираются на логику, факты, пытаются вывести четкие законы, создать стройную картину мироздания. Такой подход подразумевает развитие технологий, связанных с изучением различных объектов и явлений окружающего мира, так как для научного метода познания необходимы все более точные данные и сложные методы. Западный ученый старается не уходить от реальности, его ум направлен вовне.

Восток провозглашает принцип постижения мира через отождествление, слияние с ним. Большинство восточных философов были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно, лишь обретя цельность и гармонию внутри. Мыслитель здесь стремится найти ответы на возникающие вопросы в себе самом. Когда он сталкивается с противоречиями между собственным Я и окружающим его миром, он руководствуется правилом изменись сам. В отличие от Запада, стремящегося изменить мир, Восток старается достичь гармонии, слиться с природой, учиться у нее.

в течение долгого времени проблема «Восток-Запад» рассматривалась с позиций европоцентризма;

Действительно, начиная с периода великих географических открытий, колонизации и заканчивая обретением независимости множеством государств Востока в XX веке, проблемы во взаимоотношениях цивилизаций рассматривались с позиций европоцентризма. Особенно не вникая в культурные и социальные особенности восточных стран, колонизаторы посчитали их просто отсталыми. В отношении технического прогресса такой вывод был во многом справедлив, но такие достижения Запада в социальной и экономической сферах, как гражданское общество, свободный рынок, господство частной собственности, оказались чуждыми мировоззрению Востока, противоречащими его фундаментальным ценностям.

Когда капиталистический Запад стал мировым лидером в экономике, большинство восточных стран столкнулись с необходимостью изменения социально-экономического строя - прежний путь уже не мог обеспечить должных темпов развития. Здесь и проявились особенности менталитета различных государств, разница в мировоззрениях с Западом, вызывающая сложности при переходе на еврокапиталистическую модель развития. Такие преобразования, как правило, проходили болезненно, причем насаждались населению «сверху». Для многих стран марксистско-социалистический путь показался более привлекательным, так как он имел много общих черт с их традиционными режимами - отсутствие частной собственности, ущемленное положение населения, командная экономическая система.

несмотря на все различия, существуют и определенные параллели в развитии восточной и западной культуры;

Я считаю, что некоторые общие черты можно выделить в развитии духовной культуры и философской мысли. Стремление создать стройную картину мира, выработать определенное мировоззрение присутствует как у восточных, так и у западных мыслителей. В центре познания - проблемы добра и зла, прекрасного и безобразного, справедливости и несправедливости, дружбы, равенства, товарищества, любви и ненависти, счастья и наслаждения.

Рационализм не был характерной чертой Востока, но индийские и китайские философы также много занимались изучением логических вопросов, отнюдь не всегда проигрывая в этом своим западным коллегам. Ярко выражено стремление мыслителей к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость. С помощью философских концепций, идей осуществляется анализ самых различных явлений, даются практические рекомендации. Полученные знания, умозаключения и учения оказали огромное влияние на развитие культуры и цивилизации как Запада, так и Востока.

для Востока характерны уважение к обычаям и традициям, для Запада - большое разнообразие норм социального поведения;

Действительно, характерной особенностью восточного мировоззрения является приверженность традиции. В цивилизациях Востока она была возведена в далеком прошлом, в мифическом «золотом» веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать что-нибудь подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Любое неоправданное нарушение даже самых незначительных традиций воспринималось как из ряда вон выходящее событие.

Конфуций создал целую теорию, до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние, о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Даже свою теорию Конфуций также воспринимал не как что-то новое, а лишь как возрождение учений прежних веков.

Для Запада традиции имеют меньшее значение. Это проявляется в особенностях его развития, которое часто выражается в разрушении отживших свое систем ценностей, норм, различных общественных структур. Здесь присутствует мировоззренческая ориентация на жесткий антропоцентризм и рационализм, которая позволяет западному человеку достичь определенных высот, развивая свои умения и навыки, изобретая и открывая новое. Таким образом, рамки возможностей постоянно расширялись, что в свое время дало начало новым социальным слоям, создало множество норм и вариантов социального поведения.

для Востока характерно подчинение всеобщей жизненной силе природы.

Да, я согласен с этим. Восточное общество не теряло связи с природой, в отличие от западного. Если европейцы в своем развитии резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью, то человек Востока направил свои помыслы на то, чтобы с ее помощью усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей. Тогда цель человека - не вражда, а стремление быть с природой в гармонии. Познав основные ее законы, он должен стараться не противоречить им.

Философы Востока считали, что народы и государства должны развиваться естественным, природным образом, беря пример с растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного. Многие стили боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за движениями диких зверей - тигра, медведя, обезьяны и других. Досконально изучив окружающую среду, человек Востока знал, как она воздействует на его организм. Он был убежден в том, что совершенствовать мир можно лишь тогда, когда обретена гармония и цельность в себе самом.


Задание 3. В чем отличие?

восточного и западного искусства


Восток на протяжении тысячелетий развивался стабильно и непрерывно, все приходящие новые веяния не становились причиной разрушения устоявшихся ценностей, а наоборот, органично вписывались в уже сложившийся уклад жизни и становились его частью. Традиции сохраняются и в искусстве. Даже многие литературные произведения и стихи до сих пор пишут с соблюдением тех размеров, которые использовались еще до нашей эры, в музыке используют все те же мелодии.

На западное же искусство большое влияние оказывала соревновательность. В стремлении превзойти кого-либо люди изыскивали все новые и новые способы выражения своего творческого потенциала, порождая огромное количество стилей и направлений живописи, литературы, музыки, скульптуры и так далее, поощрение индивидуальности еще больше способствовало появлению подобного разнообразия.

Человек на Востоке никогда не занимает центральное место, его обычно изображают в качестве стороннего наблюдателя. В связи с этим в восточном искусстве нет разрыва между реализмом и формализмом, рациональным и чувственным началом, "идейным" и "безыдейным" творчеством. Такой подход является противоположным западному антропоцентризму, признанию человека мерой всех вещей. В связи с этим духовные переживания человека в искусстве Запада часто выходят на передний план.

Можно также сказать, что из упомянутого различия в мировоззрениях, вызванного обращенностью ума западного человека вовне, а восточного - внутрь, явно следует еще одно различие в искусстве - разная степень ценности формы и содержания. Ясно, что для Запада внешнее часто имеет большее значение, нежели внутреннее, тогда как на Востоке все с точностью до наоборот.

восточной и западной философии.

Тенденция к различному мировосприятию и к определению места человека в системе бытия складывается еще в древности и четко прослеживается в мифологическом сознании восточной культуры и античного мира, который можно расценивать в качестве прародителя современной западноевропейской цивилизации. Если ведическая традиция достаточно быстро преодолела антропоморфные представления и идею персонификации бога, то в античной культуре и то, и другое составило фундамент картины мира. В то время как восточный мир оперировал сложными трансцендентными понятиями, решая вопрос о соотношении космической и индивидуальной души, античный мир создает пантеон богов, как две капли воды похожих на людей.

В целом различия в философии тоже являются следствием вышеупомянутых различий в представлениях о месте человека в мире, в его значимости. К тому же, если западная философия часто имеет практический характер, то в восточной на первый план выходит самоопределение человека, формирование мировоззрения.

Задание 4. Составьте кроссворд по теме контрольной работы (минимум - 12 слов)


Рисунок 1 - кроссворд на тему «Восточная и западная культура»


1)Философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

2)Мироощущение, мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, образом жизни, мышлением, нравственностью.

3)Тип личности, ориентированный «внутрь» или «на» себя.

4)Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

5)Восточное государство, наиболее быстро и успешно преобразовавшее свою традиционную экономику в капиталистическую, став одним из сегодняшних экономических лидеров.

6)Научная тенденция, провозглашающая превосходство западноевропейской цивилизации над другими

7)Древний мыслитель и философ Китая, учение которого оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии и стало основой философской системы.

8)Понятие, в социологии и культурологи обозначающее различия между восточной и западной цивилизацией.

9)Набор представлений, обычаев, привычек и навыков, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регулятором общественных отношений.

10)Боевое искусство, многие стили которого по легенде основаны на движениях животных и носят их название.

11)Восточные страны с этой религией наиболее ревностно сопротивляются новым, особенно западным течениям.

12)Структурный элемент формы социального расслоения, в которой социальная позиция индивида жестко фиксирована от рождения и не может меняться на протяжении жизни.

13)Экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства.

14)Прием духовной практики, средство духовного совершенствования, широко распространенное в восточных странах.

)Антропоцентризм

)Менталитет

)Интроверт

)Рационализм

)Япония

)Европоцентризм

)Конфуций

)Дихотомия

)Традиция

)Ушу

)Ислам

)Каста

)Капитализм

)Медитация


Задание 5. Раскройте смысл понятий:

Региональный тип культуры


Региональный тип культуры - культура людей, находящихся на определенной территории; специфическая форма существования общества и человека в определенных пространственных координатах, опирающаяся на историческую традицию, формирующая систему ценностей.

Региональная культура определяется условиями существования людей и определяет формы их существования. Специфика географической среды: природно-климатические условия, наличие тех или иных полезных ископаемых, особенности ландшафта - все это становится предпосылками для развития определенного типа жизнедеятельности и способов хозяйствования на данной территории. Возникающие в процессе преобразования природы типы поселений и особенности хозяйственно-бытовой деятельности создают новую, не свойственную собственно ландшафту, но присущую именно миру культуры среду существования определенного человеческого сообщества.

Люди, живущие в регионе, осознают себя как некое единство, идентифицируют себя с конкретной территорией, ощущая себя связанными с нею не только производственными связями, но и ценностями. Возникает специфика мироощущения и миропонимания членов регионального сообщества, особенности картины мира, идентичности и самосознания личности и локального социума, социальной структуры, социального статуса личности.

Элементом, сущностно характеризующим региональную культуру, выступает наличие артефактов как продуктов творческо-преобразующей деятельности локального социума.

Для региональной культуры характерно формирование особых языковых форм (фонетических, лексических, синтаксических), позволяющих описывать реальность максимально точно, и зафиксированное в говорах.

Традиционализм.

Традиционализм - мировоззрение или социально-философское направление, которое выраженную в традиции практическую мудрость ставит выше разума. Также под этим понятием подразумеваются контрреволюционные консервативно-реакционные идеи, представляющие собой идеологически оформленную защитную реакцию на отклонение культуры и социума от некоей идеализированной социокультурной модели, представляющей собою общий устойчивый порядок. Понятия традиционализма и консерватизма крайне близки, однако консерватизм не отрицает эволюционное развитие общества.

Философской основой традиционализма - идея о том, что обозримая история человечества - более или менее пpогpессирующая дегpадация от уpовня, заданного пpи появлении человека или создании его некими высшими силами. Считается, что тогда на Земле царил мифический "золотой век", но в дальнейшем, в pезультате каких-либо событий, ситуация изменилась. Выходом из существующего катастpофического положения тpадиционалисты считают возрождение пpинципов организации жизни, завещанных традицией.

Идеи традиционализма отражены в учении Конфуция. В его теории большое значение имеет ритуал, следование которому во всем обязательно для всех людей. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все.

Синкретический подход в восприятии мира.

Синкретический подход означает отсутствие в мировоззрении человека разделения мира на природу и общество, на естественный мир и сверхъестественный. Его можно выразить в формулах «все в одном» или «все во всем». Данный подход особенно четко проявляется в восточном мировоззрении.

Здесь, в отличие от Запада, внутренняя свобода личности, индивидуальность не являются общепринятыми ценностями. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Отсюда следует, что он воспринимает себя частью природы, окружающего мира, абсолюта, а не чем-то отдельным.


Задание 6. Напишите эссе на тему, предложенную в афоризме Гете: «Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком»


По моему мнению, в этом высказывании Гете говорит о том, что противоречия между Востоком и Западом могут быть решены путем формирования новых принципов в отношениях между цивилизациями. Эти принципы должны учитывать особенности менталитетов и мировоззрений восточных и западных государств. Разработать же их должны передовые ученые-гуманитарии, философы и мыслители.

Я считаю, что разработка таких принципов действительно является необходимостью. Казалось бы, сейчас большинство восточных стран стремится стать частью глобальной капиталистической экономики, но это не означает, что они становятся похожи на западные. Наоборот, во многих государствах Востока капиталистическая система не изменила традиционные основы социального строя, а просто органично вписалась в уже существующую систему товарно-денежных отношений. Поэтому восточные традиции и обычаи все еще имеют большое значение в диалоге культур.

Сейчас, когда гуманитарные науки находятся на высокой ступени развития, стало возможным использовать все знания и опыт взаимоотношений между Востоком и Западом для того, чтобы разработать систему наиболее эффективного взаимодействия между цивилизациями. Те самая «мудрая мысль» действительно будет мудрой, так как этот вопрос довольно хорошо изучен.

В случае, если в этом направлении не будет сдвигов, недоразумения как на дипломатическом, так и на бытовом уровне могут привести к конфликтам. Для современного мира ситуация крупного конфликта между цивилизациями Востока и Запада крайне нежелательна, так как обе стороны обладают достаточным потенциалом для того, чтобы уничтожить друг друга. Конечно, этот вариант самый худший, и к такому варианту развития событий различия в культурах сами по себе вряд ли приведут. Они скорее будут предлогом для начала противостояния, вызванного другими причинами.

Я считаю, что установление хороших отношений между Западом и Востоком, культурная интеграция приведут к положительным результатам, к культурному обогащению обеих цивилизаций.


Задание 7. Приведите примеры.

ценностей восточной и западной культуры


Одной из фундаментальных ценностей восточной культуры является традиция. Главное требование к новому на Востоке - соответствие чему-то уже известному и знакомому. Несоблюдение этого правила, как правило, ведет к неприятию. Да, новое может органично дополнять старое, но если затрагиваются основы, восточный человек переносит это с трудом. Правда, в большинстве случаев Восток проявляет свою гибкость и изменяется в нужном направлении с минимальными изменениями традиционного порядка вещей. Принимая во внимание неоднородность Востока, необходимо отметить, что выраженность и острота этих явлений варьируются в широких пределах в зависимости от страны.

Ценность, оказывающая огромное влияние на западную цивилизацию - частная собственность. Именно она служила в прошлом и служит до сих пор мощным стимулом для западного человека. Когда индивидуум понимает, что его материальное положение зависит в основном от его усилий и действий, а уже достигнутое защищено развитой правовой системой, он целенаправленно развивается в необходимом ему направлении. В случае наличия у него талантов, силы воли и амбиций он может достигнуть больших высот во многих видах деятельности. Это прекрасно согласуется с активностью и инициативностью Запада.

древних традиций и церемоний Востока.

Традиция чаепития в Китае насчитывает не одно тысячелетие. За это время было выработано множество способов приготовления чая, предназначенных поддержания физиологического здоровья и бодрости душевного состояния в повседневности. Так появились не только чаепитие на каждый день, но и изысканные способы для исключительных случаев.

Поскольку чаепитие рождало в человеке утонченные чувства - возвышенные и даже торжественные - на Западе их стали называть «церемонией». На китайском же это чайное действо звучит как «ча-и», что означает «искусство чая». «Гунфуча» переводится как время, затраченное на постижение чая, сокращенно «чайное мастерство».

«Гунфуча» формирует особую атмосферу и утонченное настроение. Предметы, окружающие вас во время чаепития, приятны для глаз, музыка услаждает слух, и в чайное действо включаются детали. Соответственно, личность ведущего церемонии имеет огромное значение для правильного протекания чаепития.

Чай пьют, внимательно наблюдая за своими ощущениями. Когда чай выпит, всю процедуру повторяют. И так несколько раз, до тех пор, пока чай не потеряет свой вкус и аромат. Философская сущность состоит в том, что чаепитие просто не может быть суетливым. После того, как действо началось, измерения пространства увеличиваются. Человек вдруг понимает, что все происходящее в жизни гораздо объемнее.

За чайным столиком от начала церемонии и до ее окончания приходит ощущение, что человек способен осознать себя и достичь того, что ему нужно в жизни. Можно также наслаждаться минутой или углубиться в собственные мысли - в такие моменты человек хозяин себе и своим мыслям, что не часто случается в нашей жизни.


Задание 8. Ответьте, почему?

существуют значительные отличия в культурах Запада и Востока


Запад и Восток можно с уверенностью назвать разными цивилизациями. Образование совершенно разных культур является результатом влияния большого количества факторов. В их числе и различающиеся географическое положение, природные условия, и совершенно не похожие друг на друга мировоззрения, и развивавшиеся независимо друг от друга религиозные представления. У этих цивилизаций разные направления развития; у восточных и западных людей разные условия для творчества и разные отношения к нему. Именно эти причины усложняют выделение общих черт в рассматриваемых культурах.

культура Востока более неоднородна, чем культура Запада.

Неоднородность восточной культуры связана, прежде всего, с неоднородностью самого Востока. Если западные государства по многим критериям можно объединить в одно целое, то восточные часто различаются между собой так же сильно, как и с западными.

В плане религии, например, Запад с некоторыми допущениями можно назвать христианским, тогда как разные страны Востока исповедуют ислам, буддизм, индуизм; на правах религии выступают конфуцианство и синтоизм. Вызванная таким разнообразием неоднородность культур естественна и закономерна.

Критерием, по которым можно разделить Восток, также являются природные условия - Восток как регион больше Запада по площади. Это, в свою очередь, означает разные климатические условия, отличающиеся друг от друга культуры возделывания почв, организации труда и производства, что влечет за собой неоднородность культур различных государств.


Задание 9. Для духовной жизни народов Востока характерно господство религиозно-мифологических представлений. Расскажите о религиозно-мифологических представлениях одной из восточных стран

культура общество мыслитель европоцентризм

Японская мифология - это система сакральных знаний, включающая традиции синтоизма и буддизма, а также народные поверья. Мифология Японии включает большое количество божеств (это закреплено в поговорке «Япония - страна восьми миллионов божеств»). Японская мифология прямо связана с культом императора: императорская семья традиционно считается прямым потомком первых богов. Японское слово тэнно, император, буквально обозначает «божественный, небесный правитель».

Первое поколение богов призвало Идзанаги и его будущую супругу Идзанами, чтобы те сотворили землю. Им была дана украшенная драгоценными камнями нагината - оружие, которое принято называть алебардой. Идзанаги и Идзанами отправились на мост, соединяющий небо и землю, и начали перемешивать алебардой морские воды, когда же с алебарды начали падать солёные капли, они образовали остров Оногоро («самозагустевший»). Затем боги спустились с небесного моста и поселились на этом острове. Впоследствии, когда Идзанаги и Идзанами решили пожениться, они построили дворец Яхиродоно («великий дворец»).

От них была рождена Оясима, великая восьмерка островов: Авадзи, Иё (впоследствии Сикоку), Оки, Цукуси (впоследствии Кюсю), Ики, Цусима, Садо, Ямато (впоследствии Хонсю). Хоккайдо, Тисима и Окинава в древние времена не считались частью Японии. Затем родились еще шесть островов и множество богов. Последним является бог огня Кагуцути, рождение которого опаляет лоно Идзанами, и она умирает - согласно мифу, удаляется в царство мертвых Ёми-но куни. Идзанаги в ярости убил Кагуцути, что породило еще несколько богов. Убитый горем Идзанаги отправился в подземное царство Ёми, чтобы вернуть свою жену назад. Он нашел ее, но она уже попробовала пищу царства мёртвых и навеки стала его обитательницей. Идзанами соглашается вернуться в мир живых, но хочет сначала отдохнуть, поэтому удаляется в опочивальню и просит мужа туда не заходить. Идзанаги прождал довольно длительное время, но затем не выдержал, зашел в покои и зажёг факел. Он увидел, что некогда прекрасное тело Идзанами превратилось в гниющий труп, покрытый личинками и другими отвратительными существами. Идзанаги в ужасе закричал и спасся бегством из подземного мира, а вход туда завалил камнем. Забарикадированная Идзанами в ярости кричала, что в отместку будет каждый день забирать по 1000 живых людей, а Идзанаги ответил, что в таком случае он каждый день будет давать жизнь 1500 человек. Так в мир вошла Смерть. Идзанаги побывал в Ёми, после чего решил совершить обряд очищения. Он начал раздеваться и снимать с тела украшения, и каждая драгоценность, упавшая на землю, рождала божество. Еще большее их количество было создано во время омовения тела и лица. Наиболее важные боги: Аматэрасу (олицетворение солнца) - от левого глаза, Цукуёми (олицетворение луны) - от правого глаза, Сусаноо (олицетворение штормов и повелитель моря) - из носа. Идзанаги разделил мир между ними. Аматэрасу, получает во владение «равнину высокого неба» и становится главным божеством пантеона, покровительницей земледелия. Цукуёми стал владеть ночным временем и луной, а Сусаноо доверены морские просторы.


Задание 10. Как вы оцениваете восточную и западную культуру? Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития двух типов культуры? На какие мысли вас натолкнуло выполнение данной контрольной работы?


Проанализировав особенности культур Запада и Востока, я могу смело отнести себя к людям с западным мировоззрением. Я считаю, что приверженность восточной цивилизации к традициям тормозит ее развитие. С другой стороны, я не считаю, что западный путь развития - разрушение старых, отживших свое устоев - единственно верный и правильный. Мне кажется, что наиболее жизнеспособный и устойчивый вариант - смесь деятельной активности и инициативности Запада с восточным уважением к опыту предыдущих поколений.

В плане мировоззрения мне чужды как радикальный западный рационализм, так и восточная ориентация на исключительно чувственное восприятие. Опять же, я не считаю, что один из этих подходов исключает другой, и думаю, что человек будущего должен опираться на оба способа познания окружающего мира в равной мере.

Я считаю, что уже на моем веку цивилизации Запада и Востока станут единым целым. Будет ли это смесь из каких-либо их особенностей или одна поглотит другую, мне неизвестно. Уже сейчас на планете не существует государств, неподверженных влиянию извне, уже сейчас имеются глобальная экономическая система, связывающая весь мир. Это, по моему мнению, и означает, что рано или поздно произойдет объединение всех стран и народов.

Мне кажется, что западный тип культуры на данный момент жизнеспособнее восточного. На это указывает тот факт, что ни одно государство Востока не смогло приблизиться к западному уровню развития, совершенно не изменив свой традиционный жизненный уклад. Где-то этот процесс прошел быстрее, где-то - медленнее, одним странам это далось легче, другим - сложнее, но все они так или иначе изменились, причем это произошло под влиянием западной цивилизации.

Я считаю, что все разногласия между Западом и Востоком устранимы. Несмотря на различия в менталитете, мировоззрениях, традициях и обычаях, люди этих цивилизаций имеют одну природу. Сходства между ними, вытекающие из этого родства, являются ключом к решению проблем, связанных с недопониманием.

Список используемых источников


1. Быстрова, А.Н. Мир культуры. (Основы культурологии): учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.; Новосибирск, 2002.

Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов. / под ред. проф. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

История мировой культуры (мировых цивилизаций). / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

. «Культурология» под ред. Багдасарьян Н.Г., учебник для студентов технических вузов, М., ВШ, 1998.

История и культурология: учеб пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.

Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная страница. - Загл. с экрана.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сопоставляя традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества, мы рассмотрели «вертикальный срез» всемирной истории. Важнейшими же понятиями, которые характеризуют сосуществование цивилизаций во времени являются понятия Восток и Запад .

Критерий сравнения Восточное общество Западное общество
1. Ход исторического процесса «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов
2. Особенности исторического развития Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев
3. Отношение людей к природе Тип отношений общества и природы построен не на принципе победы над ней, а на идее слияния с ней Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное
4. Форма собственности Основа экономической системы -общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности Основа экономики - институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое
5. Уровень социальной мобильности Уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны
6. Государственный контроль общества Государство подчиняет себе общество, общества вне государства и его контроля не существует Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество
7. Отношения личности и государства Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности
8. Система ценностей Главный регулятор общественной жизни - традиция, обычай, следование нормам жизни предшествующих поколений Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям

Дайте сравнительную характеристику Востоку и Западу.

Что собой представляют Восток и Запад в диалоге культур?

Итог Выполните задания на с. 126 учебника. Домашнее задание: Выучите § 11-12, выполните задания.

В эпоху средневековья Восток и Запад вступили с традиционными обществами, ориентированными в экономической сфере на удовлетворение только первоочередных потребностей, и не более того. Однако уже в раннем средневековье эти общества существенно отличались одно от другого по ряду важнейших параметров:

Азиатские земледельческие общества пошли по пути укрепления и совершенствования древневосточных структур с преобладанием государства над обществом и общества над личностью, с принципиальной установкой на стабильность за счет качественного роста. Разрушительные регрессивные последствия для Азии имело противоборство совершенно разнотипных АСП и КСП;

Европейское общество зрелого феодализма характеризовалось постепенным усилением античных традиций и ценностей, качественным отбором наиболее жизнестойких социально-политических институтов в условиях политической децентрализации и духовного плюрализма (дихотомия светской и духовной власти) и соревнования однотипных государств и типов производства. В отличие от Азии, Европа не испытала страшного воздействия своей первобытной периферии – европейцы смогли освоить ее территориально и переработать экономически, социально и духовно, поэтому социально-экономически и культурно-идеологически европейские народы развивались относительно единообразно-синхронно, без резких стадиальных контрастов. Воздействие же азиатской первобытной периферии Европа по настоящему испытала только в начале средневековья;

Азиатские общества развивались замедленно-эволюционно по линии приспособления монокультурного сельского хозяйства к высокопроизводительному природному фактору, а европейское общество – по линии преодоления многоотраслевым сельским хозяйством малопроизводительного природного фактора. Многоотраслевое сельское хозяйство гораздо более устойчиво к воздействию на него социально-политических и природно-климатических катаклизмов. Таким образом, средневековые европейское и азиатское общества изначально базировались на принципиально различных культурных и социально-политических основаниях и противоположных способах производства.

В отличие от азиатского, европейский способ производства характеризуется избытком земли и недостатком рабочих рук. Здесь рост населения компенсируется увеличением запашки и переселением на новые, неосвоенные в хозяйственном отношении земли, что при худшем почвенно-климатическом факторе затруднено без технического прогресса. Если Азия накапливала избыточное население, то Европа - технический потенциал. В Европе доход приносил труд человека – и богатство феодала измерялось "в душах", в Азии доход приносила земля, и богатство измерялось ее площадью и качеством. Следовательно, в Азии главным условием производства был природный фактор, а в Европе – человеческий труд при минимальной роли природного компонента.

Возможность получения больших урожаев при минимальной затрате труда на Востоке породила в конечном счете зависимость азиатского общества от высокопроизводительного природного фактора – они не дошли даже до паровой системы и трехполья, т.к. основой урожайности было не воссоздание, а сохранение почвенной структуры. Если естественное плодородие и изобилие тропиков сдерживало инициативу азиатского земледельца, то условия умеренного пояса подталкивали европейцев на хозяйственно-технические эксперименты, ставшие основой сельскохозяйственной революции: замена двуполья трехпольем, переход к севообороту и ликвидации паров; освоение новых сельскохозяйственных культур – картофеля, маиса, капусты, моркови, томатов; новый способ удобрения земли зелеными удобрениями, сохраняющими плодородие полей – викой, люпином, бобовыми; отказ от использования в качестве тягловой силы коров, быков и волов в пользу лошади, отказ от перегонного скотоводства в пользу стойлового содержания скота; организация искусственных лугов с кормовыми травами для развития молочного животноводства; селекция новых сортов растений и пород скота; расширение обрабатываемых с помощью новых технических приспособлений земель; повышение удельного веса интенсивных отраслей земледелия - огородничества, виноградарства, садоводства, технических культур... Только после внедрения указанных и других нововведений в крестьянских хозяйствах Европы стало возможным производить от 25% до 50% продовольствия свыше личного потребления.

Таким образом, возможность получения только малых урожаев при больших затратах дефицитного труда стимулировало НТП и поиски новых форм организации производства и общественной жизни в Европе (восточное общество склонно к канонизации старых форм и уклоняется от изменений, подрывающих желанную стабильность).

Избыток населения на Востоке обесценил труд и, следовательно, его носителя. Недостаток труда в Европе возвысил его и, следовательно, человеческую личность. Труд Европы динамичен – земля Востока консервативна. Поэтому средневековая Европа дала миру предприимчивых людей, изобретателей, землепроходцев, исследователей, а для Азии были характерны инерционность, косность и забота о пропитании.

В эпоху Раннего Нового времени (ХIV-ХV - ХVII вв.) традиционное европейское общество трансформировалось в общество современного типа, ориентированное в экономической сфере на накопление и рост. С отказом европейского общества от традиционных ценностей прибыль впервые в человеческой истории была открыто признана и религиозно освящена как основной принцип поведения, оправдывающий действия людей, а ЕСП принял свою законченную форму. Азиатскому способу производства были совершенно чужды подобные поведенческие установки. Таким образом, в Раннее Новое время АСП и ЕСП, как материальная основа двух основных путей развития человечества, превратились в полные противоположности.

Реальные процессы, произошедшие и продолжающие происходить в XX веке, показывают ошибочность прогнозов социологов, представляющих как теорию модернизации, так и теорию общественно-экономических формаций, относительно универсальных закономерностей исторического развития различных стран и народов.

Изменения, произошедшие в странах Восточной Европы и СССР в 90-е годы XX века; проблем связан с восточными обществами;изменения в развитых странах Запада и вСША говорят о том, что, помимо общих закономерностей развития и тенденции создания единого индустриального общества, существуют, во-первых, специфические особенности и черты развития разных стран, определяемые всем прошлым историческим опытом, и, во-вторых, помимо одной описанной модели развития, существует ещё несколько вариантов.

Тенденцию к многовариантности развития общества описывает и объясняет теория цивилизаций.

Теория цивилизаций возникла на рубеже XIX–XX веков и была представлена такими авторами, как Николай Яковлевич Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби. Эти авторы выделяли несколько типов социальных систем или обществ, называя их культурно-историческими типами (Данилевский Н.Я.), культурами (Шпенглер О.), обществами или цивилизациями (Тойнби А.).

По мнению данных авторов, каждая цивилизация отличается от другой своим типомхозяйства, политического устройства, типом культуры. Специфика цивилизаций определяется, прежде всего, собственным, неповторимым историческим опытом,а также культурой.Подобно живому организму, цивилизация проходит несколько стадий в своём развитии, а затем погибает или даёт основу для развития цивилизации-преемницы.

Цикл жизни цивилизации состоит из следующих стадий: рождение, рост, цветение, плодоношение, увядание, если цивилизацию сравнивают с растением, или – детство, отрочество, юность, зрелость, старость, если цивилизацию сравнить с человеком.

Для того чтобы сформироваться и развиться, цивилизации необходима политическая независимость и отсутствие давления со стороны других, более развитых цивилизаций. Согласно Н.Я.Данилевскому, существует три основных формы взаимодействия цивилизаций друг с другом. «Прививка» – такой вид взаимодействия предполагает простое заимствование элементов чужой цивилизации без учёта специфики развития своей, без глобальных изменений в структуре хозяйственного и политического устройства.

Примером может служить использование западного опыта, насаждение элементов западной культуры Петром I, который, сохраняя крепостной строй, пытался создать промышленность в России, боеспособную армию и флот, изменить образ жизни российской элиты. «Прививка» не даёт действенных результатов, способных ускорить собственное развитие.


Другой тип взаимодействия – «колонизация». «Колонизация» предполагает захват более развитой цивилизацией территории менее развитой цивилизации и полную ассимиляцию последней. Фактически при таком типе взаимодействия неразвитая цивилизация погибает, как это было, например, с цивилизациями ацтеков и майя в Америке, где получила развитие модель, пришедшая из западноевропейского общества.

Еще один тип взаимодействия – «удобрение», который предполагает заимствование друг у друга новейших технологий, по сути, равноправными обществами, находящимися на одном и том же уровне развития. Причём, данный тип приносит пользу обоим обществам, так как заимствующая цивилизация не подавляет собственное развитие, а использует чужой опыт, адаптируя его к своей культуре, типу хозяйства и политического устройства. Ярким примером уподобления может служить Япония. Её история – это постоянная смена эпох «закрытых дверей» и эпох заимствования опыта других стран, причем без ущерба национальной самобытности. Первоначально заимствования происходили из Китая, затем Европы и на современном этапе наблюдается активная американизация страны.

В отличие от вышеназванных авторов, современные исследователи Л.И.Новикова, С.А.Завадский, развивая теорию цивилизаций, выделяют не десять – двенадцать, а только два типа обществ, существенно отличающихся друг от друга по структуре социальных связей и темпам развития это европейская (западная) и восточная модели развития.

Характеризуя европейский тип развития, отечественные авторы подчёркивают преемственность между европейской цивилизацией и античным миром. Преемственность была обусловлена сродством базисных общностей – античной и германской соседской общины, допускающих частную собственность на землю, развитие торгового капитала, развитие ремесла вольных городов.

Специфика западного типа цивилизации, как и античного общества, заключается в следующем: основным структурообразующим фактором общественных связей здесь были частнособственнические отношения,разделение светской и религиозной власти,смена этапов развития общества означала их модификацию.

Сущностью способа производства, характеризующего восточный тип общества, который К.Маркс назвал «азиатским способом производства», именуемый также «государственным способом производства» или государственной бюрократией, является нерасчленённость социальных связей, слитность административно-политических, экономических, военных, религиозных и других сфер жизнедеятельности общества при главенствующей роли административно-политической или организаторско-управленческой функции.

В отличие от западного типа развития цивилизации в структуре восточных обществ частнособственнические отношения играли второстепенную роль, определяющими структуру социальных связей восточного общества были управленческие отношения, а также порождённый ими феномен слияния власти и собственности. (Васильев Л.С. История Востока. – М., 1994 –т. 1)

Объясняется этот феномен следующим образом. Владение в восточных обществах (как первичная форма собственности) было коллективным,соответственно главным было рациональное управление коллективными ресурсами. В качестве субъектов рационального управления выдвигались лидеры, чей статус был основан на принципе меритократии – личные заслуги и способности руководителя обеспечивали ему необходимый престиж, авторитет, власть.

Субъект власти становился в силу складывающихся в этом обществе социально-экономических отношений, основанных на принципе редистрибуции, генеральным администратором, распорядителем значительной части общего достояния – избыточного продукта коллектива. Властьдавала ему право быть крупнейшим потребителем совокупного продукта. Таким образом, власть породила собственность, а не наоборот, возник феномен слияния «власти-собственности», где собственность была функцией власти, её следствием.

Западная и восточные модели развития отличаются и динамикой, или ритмом исторического процесса. Этот факт отмечали в сое время и О.Шпенглер, и Х.Ортега-и-Гассет. Для Запада весьма характерны периоды расцвета, завершающиеся экспансией, и сменяющие их времена упадка – «темные века», в течение которых цивилизация как бы переставала существовать, но всякий раз возрождалась вновь с острым ощущением культурной преемственности от цивилизации ей предшествующей.

Среди специфических характеристик западноевропейской цивилизации, способствующих формированию ее особого стиля, который проявился в более быстрых темпах развитии данной модели по сравнению с восточными культурами, зарубежными исследователями называются: 1) накопление научных знаний и технологий, превышающие актуальную потребность 2) появление новых лидеров, способных к реформированию мира; 3) постоянные экономические и социальные трансформации; 4) «разделение прагматических полей» внутри социума, которое проявилось, например, в достаточно раннем обособлении ремесла от земледелия, в разделении светской и церковной власти, политике и морали и т.д.; 5) национально-политическая гетерономность Запада, когда каждый народ выступает в качестве самостоятельной социальной общности и одновременно ощущает себя представителем западного сообщества; причём дух конкуренции при определённой взаимозависимости всех наций друг от друга определяет динамизм этого сообщества, его сбалансированное равновесие.

Восточным обществам была свойственна консервативная стабильность,вызванная необходимостью сохранить существующую социальную структуру и социально-экономический строй от нововведений и потрясений, которая была тесно связана со стремлением укрепить власть, усилить государственную администрацию, сохранить эффективный контроль над обществом, обеспечить господство над ним.

Восток не стоял на месте, но развитие восточных структур характеризовалось крайне замедленными темпами, отступлениями с последующей регенерацией, повторением пройденного, развитие с циклами, похожими на витки туго сжатой спирали. Эволюция здесь шла более за счёт количественных, нежели качественных изменений.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS