Главная - Внимание
Паралитик или плоды хорошего воспитания. Грёз Жан БатистКартины и биография

Творчество

Из многочисленных его произведений следует упомянуть:

В жанре семейного быта с его драмами у Грёза совсем немного соперников во французской живописи. Он в совершенстве группирует фигуры; однако его сцены отчасти банальны, отчасти сентиментальны и театральны. Грёз занимает во французской живописи важное место и как портретист . В его время французские портретисты мало заботились о сходстве, лишь бы изображаемые мужчины получали вид Марсов и Аполлонов , а женщины - Диан , Флор и Венер . Грёз понимал портретную живопись иначе: его портреты полны сходства, жизни, выразительности, чувства. Его женские головки, может быть, носят печать слишком искусственной, преувеличенной выразительности, но они необыкновенно грациозны.

В петербургском Эрмитаже находятся одиннадцать произведений Грёза:

  • «Портрет графа Павла Александровича Строганова в детстве »,

Картины Грёза были гравированы лучшими мастерами, среди которых Леба, Флипар и Массар-отец.

В 1868 году на родине Грёза в Тюрню ему воздвигнут памятник. В библиотеке петербургской Академии художеств в начале XX века хранилось богатое собрание собственноручных рисунков Грёза.

Напишите отзыв о статье "Грёз, Жан-Батист"

Литература

  • Маклин А. Грёз. - М ., 1909.
  • Грёз Ж.-Б. Рисунки из собрания Эрмитажа. Каталог выставки. - Л. , 1977.

Примечания

Ссылки

Подобные вопросы ускоряли перемены в тематике французской живописи. Дидро ввел моду на жалостливую чувствительность и он же проложил путь к возрождению неоклассицизма. Осуществлением его художественных чаяний стало творчество Жака Луи Давида, впервые представленное в Салоне 1781 года – последнем Салоне, о котором писал Дидро. Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. Он указывал, что древние не имели того образца, той античности, какой они могли бы подражать. Их искусство вдохновляла возвышенная идея. И собственный вкус Дидро тяготел к прямо противоположному, чем к ясности, достигнутой выучкой. Он ценил крайности, ему нравилось фантазирование, он считал экстравагантность более привлекательным качеством в искусстве, чем холодность.

"Изобразительное искусство, – писал Дидро, – нуждается в элементе неприрученном и примитивном, в чем-то захватывающем и преувеличенном". В его статьях, которые никогда не были напечатаны, но вошли в "Литературную переписку" барона Мельхиора фон Гримма, переписывались от руки и рассылались подписчикам при дворах всей Европы, впервые была теоретически опробована идея антитезы романтической и классической традиций, которая воодушевит искусство после 1800 года. Грёз, поощренный похвалой Дидро, продолжал расточать себя в сентиментальном жанре, уже не замечая несоответствия своих поучительных историй новому духу времени и, видимо, не понимая, что вкусам Дидро он отвечал не больше, чем Буше. Его изначальные установки были похвальны, но он все больше разменивал себя на мелочи, становился расчетливым, скатываясь в неизбежную чудаковатость. В 1769 году Дидро объявил, что больше не интересуется его творчеством; критику даже доставил удовольствие провал очередной амбициозной и помпезной картины Грёза, представленной на соискание диплома Академии.

Картина зрелого периода творчества живописца Жана Батиста Грёза "Гитарист".
Молодой человек, одетый в театрализованный костюм, настраивает гитару, внимательно прислушиваясь к звукам. Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. Сочно написанная картина изобилует деталями, характерными для фламандских жанристов XVII века, манеру которых Грез стремился превзойти. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл. Его картины были очень популярны во Франции XVIII века и заслужили высокую оценку философов-моралистов, например Дидро. Однако когда стиль эпохи изменился в пользу неоклассицизма, представленного такими мастерами, как Жак Луи Давид, Грез вышел из моды. К сожалению, желание художника сохранить популярность привело его к неискренней сентиментальной манере. Поэтому до недавнего времени многие его картины, имевшие важное значение для истории искусства, не были оценены по достоинству. Скончался Жан Батист Грёз 4 марта 1805 года в Париже.

Грёз Жан Батист

(Greuze) (1725-1805), французский живописец. Между 1745-50 учился в Лионе у Ш. Грандона, затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. В 1755-56 был в Италии. Жанровые композиции Грёза ("Деревенская помолвка", 1761, Лувр; "Паралитик, или Плоды хорошего воспитания", 1763, ГЭ) прославляли добродетели третьего сословия, что вызвало энергичную поддержку философа-просветителя Д. Дидро. Работам Грёза присущи оттенок чувствительности, идеализация натуры, порой слащавость (особенно в многочисленных изображениях женских и детских головок).

Ж. Б. Грёз. "Паралитик или плоды хорошего воспитания". 1763. Эрмитаж. Ленинград.
Литература: Ж. Б. Грёз. Рисунки из собрания Эрмитажа. Каталог (составитель И. Н. Новосельский), Л., 1977; J.-B. Greuze, Dijon, 1977.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

  • - легкая полупрозрачная ткань, применяется преимущественно для женского белья...

    Мир Лема - словарь и путеводитель

  • - см. в ст. сентиментализм...

    Художественная энциклопедия

  • - Жан-Батист 1725, Турню - 1805, Париж. Французский живописец. Учился у лионского живописца Грандона, а после 1750 - в парижской Академии художеств у Натуара...

    Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • - - тонкая, легкая полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, обычно подвергается мерсеризации. На ощупь мягкая, шелковистая; обычно отбеленная...

    Энциклопедия моды и одежды

  • - текстил...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - I см. Полотно и Хлопчатобумажные ткани. II тонкое полупрозрачное полотно, выделываемое преимущественно в Северной Франции и Бельгии, из самой тонкой льняной пряжи...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Жан-Батист - знаменитый франц. живописец-жанрист. Первоначально учился в Лионе под руководством Грандома, потом в парижской Академии художеств...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из кручёной пряжи высоких номеров...
  • - Жан Батист, французский живописец. Между 1745 и 1750 учился в Лионе у Ш. Грандона, затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. В 1755-56 был в Италии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Грёз Жан Батист, французский живописец. Между 1745 и 1750 учился в Лионе у Ш. Грандона, затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. В 1755≈56 был в Италии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - французский художник, родился в Турню, в Бургундии, 21 августа 1725. Учился у лионского художника Ш.Грандона, а затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже...

    Энциклопедия Кольера

  • - тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Из батиста шьют женское белье, легкое платье...
  • - французский живописец. Представитель сентиментализма. Морализирующие жанровые композиции из жизни третьего сословия, слащавые изображения женских и детских головок...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Образная характеристика киностудий Голливуда, встречающееся с 1920-х гг. Автор выражения неизвестен...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Жарг. шк. Шутл. Объяснение нового материала. ВМН 2003, 140...

    Большой словарь русских поговорок

"Грёз Жан Батист" в книгах

Время грёз

Из книги Аплодисменты автора Гурченко Людмила Марковна

Время грёз А жизнь распорядилась просто. Надо кормить ребенка. Надо платить за квартиру. Надо одеваться. Надо, надо, надо… И я со всем пылом нерастраченной музыкальной энергии бросилась в наитруднейшее плавание - на эстраду. Но это не эстрада с «Зеркальным театром»,

На «фабрике грез»

Из книги Язык мой - друг мой автора Суходрев Виктор Михайлович

На «фабрике грез» После Нью-Йорка - перелет на другое побережье США. С Атлантического океана - на Тихий. Несколько часов полета на замечательном самолете «Боинг-707» - и мы уже в Лос-Анджелесе. Это - совершенно другая Америка. Мы оказались как будто в другой стране. Иной

Опыт грёз

Из книги Мяч, оставшийся в небе. Автобиографическая проза. Стихи автора Матвеева Новелла Николаевна

Опыт грёз Из красных блях, цветов и янтаря с соломой Он пояс обещал своей любимой сплесть. Как яркоцветна вязь! А в ней - какой знакомый Дух непрактичности и преданности есть! Тот будет поступать всегда неосторожно, И вечно цепи рвать, и вечно влечь ярём, Кто верит, что

Грёз, Жан-батист

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Грёз, Жан-батист Совсем иное отношение у нас к Грёзу. Мы уже теперь не способны переживать ту наивную драму, которую рассказывает простодушный художник в картине “Умирающий паралитик”. Меньше всего в этой картине нас радует то, что волновало наших предков:

Мольер Жан Батист Настоящее имя – Жан Батист Поклен (род. в 1622 г. – ум. в 1673 г.)

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Мольер Жан Батист Настоящее имя – Жан Батист Поклен (род. в 1622 г. – ум. в 1673 г.) Великий французский драматург, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства, создатель жанра «высокой комедии». Своим творчеством открыл пути дальнейшего развития

Грёз Жан Батист

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Грёз Жан Батист Грёз (Greuze) Жан Батист (21.8.1725, Турню, Бургундия, - 21.3.1805, Париж), французский живописец. Между 1745 и 1750 учился в Лионе у Ш. Грандона, затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. В 1755-56 был в Италии. Жанровые композиции Г. («Деревенская помолвка»,

Ф Фабрика грез

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Ф Фабрика грез Образная (ироническая) характеристика киностудий Голливуда (США), встречающееся с 1920-х гг. Автор выражения

I Как создать мир грез

Из книги Как написать гениальный роман - 2 автора Фрей Джеймс Н

I Как создать мир грез Скажи им, пусть пишут правдиво и честно. Скажи, что образы персонажей должны быть продуманы, а поступки, чувства и решения героя должны соответствовать его характеру. Скажи им, что нужно проверить и перепроверить каждую фразу и убедиться, что она

В мире грез

Из книги Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход автора Трощенко Сергей

В мире грез Подобно детям, представители солнечного типа часто живут в мире фантазий. В то время как общество воздерживается от грубого и жестокого обращения с детьми, с представителями солнечного типа оно не церемонится. Наивность взрослого человека может дорого

Линия грез

Из книги Анти-Зеланд или На халяву и уксус сладкий автора Преображенский Николай Николаевич

Линия грез …Все мы совершаем в жизни много ошибок, а потом мечтаем о том, как было бы здорово вернуть прошлое и все исправить. Я вам не обещаю «в детство плацкартный билет», но ошибки можно исправить, причем это будет похоже на возврат в прошлое… В. Зеланд …У каждого из

Дизайнеры грез

Из книги Измени себя сам. Как найти свой уникальный путь к успеху и счастью автора Гэбэй Джонатан

Дизайнеры грез Однажды мне довелось работать в одном из наиболее известных в Соединенном Королевстве агентств по промышленному дизайну и маркетингу. (По вполне понятным причинам я не указываю его название.) Как и положено дизайнерам, у них были шикарные служебные

На пути в мир грез

Из книги Кто не молчит, тот должен умереть (Факты против мафии) автора Полькен Клаус

На пути в мир грез Papaver semniferum - так ботаники называют маковое растение, белый сок которого, выделяясь из надреза, сделанного на коробочке зрелого мака, и засыхая, превращается в бурую массу - опиум.Опиум содержит 25 различных алкалоидов. Один из них - морфин - впервые

Страна грез

Из книги Тайна веков. Как стать счастливым и преуспевающим автора Кольер Роберт

Страна грез Вопрос: Некоторое время тому назад я купила несколько ваших книг. Мне понравилось читать их. Все, что вы советуете, пишете, вселяет столько мужества и уверенности, что жить действительно стоит. Вы словно свет, побуждающий меня решиться и рвануть

Конкуренция грез

Из книги Броня из облака автора Мелихов Александр Мотельевич

Конкуренция грез Российский либерализм останется увлечением интеллектуалов и чудаков до тех пор, пока он не поймет, что экзистенциальное важнее социального, что политические движения, объявляющие главной целью служение бренному, преходящему, обречены на

Море грёз Море грёз Фёдор Гиренок 25.04.2012

Из книги Газета Завтра 963 (17 2012) автора Завтра Газета

Жанрист

Стиль:

рококо

Влияние на:
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Грёз, Жан-Батист

– Пойдем ужинать, – сказал он со вздохом, вставая и направляясь к двери.
Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов. В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда еще не видал своего приятеля, начал говорить:
– Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным… А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом… Да что!…
Он энергически махнул рукой.
Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту, и удивленно глядел на друга.
– Моя жена, – продолжал князь Андрей, – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя.
Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения.
– Ты не понимаешь, отчего я это говорю, – продолжал он. – Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, – сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. – Ты говоришь Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, – и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной – и как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. Je suis tres aimable et tres caustique, [Я очень мил и очень едок,] – продолжал князь Андрей, – и у Анны Павловны меня слушают. И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины… Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguees [все эти женщины хорошего общества] и вообще женщины! Отец мой прав. Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда показываются все так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, – кончил князь Андрей.
– Мне смешно, – сказал Пьер, – что вы себя, вы себя считаете неспособным, свою жизнь – испорченною жизнью. У вас всё, всё впереди. И вы…
Он не сказал, что вы, но уже тон его показывал, как высоко ценит он друга и как много ждет от него в будущем.
«Как он может это говорить!» думал Пьер. Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием – силы воли. Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности (он всё читал, всё знал, обо всем имел понятие) и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу.
В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали.
– Je suis un homme fini, [Я человек конченный,] – сказал князь Андрей. – Что обо мне говорить? Давай говорить о тебе, – сказал он, помолчав и улыбнувшись своим утешительным мыслям.
Улыбка эта в то же мгновение отразилась на лице Пьера.

Жан-Батист Грёз. Кубизм в "Гитаристе"?
Посмотрите и заимейте ваше мнение, а не моё.

Я надеюсь, что никто не обидится. Обижаться не на что. Просто я не собираюсь объяснять то, что я скажу. Поэтому мои слова для тех
кто захочет сам(а) разобраться.
Этот француз был пару десятков лет по-настоящему знаменитым портретистом и художником жанровой живописи. В сочетании жанровая живопись, слово жанр имеет другое,
второе значение. Тогда, в 18-ом веке, Академия так обозначала далеко не самую уважаемую, сюжетную, бытовую (более ни менее) живопись. Сегодня это понятие и тематика
стиля жанровой живописи, несколько шире.
Жан-Батист Грёз был плохим, знаменитым художником, пока ещё не умерло блядское рококо. Во времена неоклассицизма, он умер почти что нищим.
Его мужские портреты в стиле рококо были напыщенные, застывшие рожи,без всякой психологии или ощущения жизни, его дамские портреты перехлёстывали умилительностью и сиропчиком.
Его жанровые работы представляли собой сцены, отыгранные актёрами дешёвенького театра на окраине с преувеличенными фальшивыми чувствами. И т.д.
Он попытался работать в историческом жанре (высшая квалификацию по сетке Академии), но полностью провалился.

Давайте лучше посмотрим на то. что нам послали боги. Или всё же прекрасные богини? Счас увидим.
Как раз перед этим "Гитаристом" Грёз вернулся из Италии, куда он ездил с одним аббатом. А может быть он успел написать "Гитариста" в Италии?
Я не хотел проверять. В любом случае справедливо говорят, что в этой работе есть прямое влияние Венецианской школы 16-го века. Эта школа начиналась с Беллини, потом Джорджоне и его
ученика Тициана, Веронезе, Тинторетто и Бассано.
Джорджоне, Тициан и Бассано,-- немного,-- но есть у меня в блогах. Можете нажать в метках, если надо взглянуть.


Баумгартнер был австрийский художник. который успешно поработал в Баварии во времена стиля рококо. Барокко заложило основы. Стиль и образ жизни монархических дворов
Европы 17 века двигался к полному и всеобщему разврату в 18 веке. Катерина написала, что при дворе Елизаветы была одна-единственная дама, у которой не было любовника.

Разврат бывало хладнокровный,
Наукой славился любовной...
Это Пушкин-- про время рококо.

Во Франции, сама Помпадурша одобряла самое настоящее блядство в стиле рококо, которое создавал Буше. Это мадам Помпадур сделала его Первым Королевским художником.
Конечно были разные художники и разные таланты и в те времена. Я говорю об общем, самом главном направлении. Напыщенность, надменность и лицемерие дворов Европы
не захотели из эпохи барокко портрета в стиле величайшего портретиста Веласкеса. Нельзя сказать, что портрет, или групповая фигурная работа во Франции заняли искусство у Рембрандта.

Рубенс и ван Дейк! Они были таланты, но они не писали честный портрет. Веласкес или потом Гойя, никому не подмахивали. И королева Гойи мирилась с тем, какой он писал её.
Сравните известную вам работу Рембрандта на эту же тему про блудного сына, с продавабельным блядством, которое написал австриец Баумгартнер и вы навсегда научитесь
различать творчество от сладенькой полупорнушки, сделанной для успеха в кассе.

Вроде бы эта сисястая уже помыла у дурачка кошелёк, а? Что она показывает в левой руке той, которая на диванчике возбуждённо двигает пальцами?


Туалет Венеры, 1751_Буше, Франсуа(1703–1770)François Boucher

Вот это--- МЯГКАЯ работа Буше. Я не показываю других образцов. Но и в этой мягкой работе Первого художника Франции (попозже стал Первым)эпохи рококо, нет искусства, а есть только блядство.

=========================

Вернёмся к Грёзу, чтобы закончить. Устал. В этой работе конечно же заметно Венецианское влияние. Эти переплетения оттуда. Взгляните, если есть время и желание на замечательную
"Тайную вечерю" Якопо Бассано.

Посмотрите на динамичные переплетения рук, и тел и всего что хотите, в разных плоскостях и на практически двигающихся на наших глазах апостолов.
Эта работа Бассано---интересная и оригинальная, хотя на всех тогда влиял Леонардо да Винчи.

То же самое и в этой картине, в картине Грёза, но ещё интенсивнее и динамичнее.
Все эти переплетения плоскостей инструмента, рук, плоскостей тела в разных точках, одежды и этот разлёт ног, чуть ли не в перпендикулярных плоскостях,--- всё это есть чистый КУБИЗМ.
ДА! Кубизм, но пока ещё без техники кубизма. Это и есть то, что я хотел сказать.

Я всегда вижу здесь кубизм и ничего другого, когда взглядываю на этого "Гитариста" Грёза. Нельзя не увидеть.

Вот так же само,--- переплетения плоскостей из тел животных, пикадора насаженного на рог, несколько матадоров, павшая лошадь, бык-убийца, ещё один пикадор, литры крови и пульсирующая, прямо
бьющая в виски, когда смотришь,--- ДИНАМИКА всей сцены, по-настоящему великой на все времена работы Гойи "Смерть пикадора", оказала прямое влияние на Пикассо, когда он создавал кубизм.
(Влияние было не единственное.)
Теперь на языке уже два вагона слов. Хочется рассказать и показать на примерах. Их достаточно. Я так и знал, что это случится. Но я не буду писать и приводить примеры тоже не буду.
Если вы сами не схватите, значит вам просто не надо. А на самом деле, всё на поверхности.
Просто нажмите в поиск через картинки, например: гитарист кубизм. Я думаю, что этого будет достаточно. Теперь посмотрите и сравните. Может быть у вас будет другое мнение.
Так бывает в искусстве. Не чересчур талантливый и консервативный Грёз вдруг создал такую штуку. Интересно.



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS