Главная - Логопедия
Принцип классицизма в литературе. Классицизм

Цели урока:

1. Образовательные:

  • дать понятие классицизма, идейную направленность произведений этого художественного метода;
  • провести параллель между произведениями искусства и эпохой классицизма;
  • познакомить с сюжетом комедии “Тартюф”;

2. Развивающие:

  • продолжить работу над формированием навыков анализа драматического произведения;
  • отрабатывать навыков выразительного чтения, инсценировки эпизодов сценического произведения;

3. Воспитательная:

Мольер нанёс сокрушительный удар
лицемерию вообще и в особенности
лицемерию, рядящемуся в религиозные одежды.

И. Гликман

Мольер всенародный и потому
прекрасный художник нового искусства.

Л.Н. Толстой

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

II. Изучение нового.

1. Слово учителя.

Живое разнообразие искусства Возрождения уступило месть строгой упорядоченности нового направления, которое получило название классицизм и наиболее ярко осуществилось во Франции.

Черты классицизма.

  • разумная правильность;
  • уравновешенность пропорций;
  • исключение всего лишнего, необязательного;
  • нормой и образцом его становилось античное искусство;
  • обязательны нормы, каноны в искусстве.

Самым большим достоинством человека становится исполнение долга, служение высокой государственной идее, а значит, говоря словами Буало, “разум и воля, способность подавить и упорядочить хаос чувств”.

Проследим черты классицизма на примере картины Жака Луи Давида “Клятва Горациев”, написанной в 1784 году в Риме. (Слайд 3)

В основе картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия , согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга - братьями Куриациями. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии , клянутся победить или умереть (Слайд 4) , а их отец протягивает им боевые мечи. (Слайд 5) Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла (слайд 6), невеста одного из Куриациев, и Сабина (слайд 7), сестра Куриациев и невеста одного из Горациев. На заднем плане видны три арки , каждая из которых соответствует группе фигур: правая - группе женщин, левая - братьям, центральная отцу с мечами. Давид тщательно продумал композицию картины, “хореографию” персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней. Горации клянутся выполнить свой патриотический долг. Художник убедительно передал общность устремлений, непоколебимую волю к победе всех трех братьев.
Три человека – и единый порыв. Три человека – и единая воля. Во имя отчизны клянутся они победить или умереть. Решительны и мужественны их лица, крепки и мускулисты руки. Высоко поднял их боевое оружие старый отец, благословляя сыновей на ратный подвиг, призывая небо в свидетели произнесенной клятвы – победить или умереть. Таким образом, Давид в этой картине противопоставляет идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя родины мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин. Они тоже страдают, но не за государство.

Основными жанрами классицизма были признаны

2. Беседа с учащимися.

– Вспомните из курса 8-го класса законы классицизма. / Триединство: единство времени – 1 сутки; места; действия – 1 интрига; говорящие имена и фамилии/.

– Хорошо ли это: каноны, нормы, правила? / Не всегда, т.к. это сдерживает писателя в определённых рамках. Но если художник велик, то он своеобразен и, сливаясь с литературным направлением, он постоянно нарушает его правила/.

– Ни один период в развитии искусства не проходит бесследно. Художественные открытия классицизма живы до сих пор. Примером этому служит творчество Мольера, пьесы которого идут и на сценах современного театра.

3. Из курса 8-го класса вспомним работу русского классициста М.В. Ломоносова “О 3-х штилях”, где жанр комедии отнесён к низкому стилю. Почему же Мольера называют мастером комедии, но комедии особого типа – “высокой”? – это вопрос наших уроков по Мольеру.

III. Работа над комедией “Тартюф”.

1.Сообщение учащегося об обществе святых даров.

2.Пересказ сюжета комедии.

3.Первичное восприятие прочитанного.

  • В 1 и 2 действии – приём Мольера – автор не вводит главного героя,

но именно в этих действиях мы узнаём предысторию Тартюфа. Давайте нарисуем внешний портрет этого героя. Что видим? / Это пышущий здоровьем человек средних лет, с румяными щёками, с губами “словно вишни”, с глазами, то “кротко потупленными долу, то молитвенно устремлёнными горе”/.

  • Похожа ли эта внешность на внешность святого? / Нет, между его

внешностью и положением святого, в которое он себя ставит, резкое несоответствие/.

  • Как называется приём, когда в одном герое соединяется

несоединимое? / Гротеск/.

  • Тартюф впервые появляется во 2-ой сцене III действия. Хотя

читатель вполне подготовлен к встрече с героем, она всё же ошеломляет его своей неожиданностью. Почему? Обратите внимание на авторские ремарки. / Заметив Дорину, громко обращается к слуге за сценой/. Почему громко? / Чтобы слышали не столько слуги, сколько Дорина и все домашние, находящиеся поблизости/, Дорина это поняла, но Тартюф на это и рассчитывал.

  • Все в доме Оргона хорошо знают, что Тартюф – большой гурман и

сибарит, любящий сладко есть и мягко спать, тем не менее он как ни в чём не бывало продолжает бравировать аскетизмом и выставлять напоказ плеть и власяницу. А вспомните взгляд его на декольтированную шею Дорины… Маска лицемерия намертво приросла к его лицу. Он её приоткрывает или срывает иногда. Когда? (работа с текстом). / “Любовная” сцена с Эльмирой.

“Тартюф” – по-старофранцузски “подлец”, он тартюфствует, т.е. подличает, пробует качество обработки бархата, кружева на её шее/.

  • А как ведёт себя Эльмира? / Ставит его на место, отшучиваясь,

иронизирует над Тартюфом, посмеивается над его обманчивой святостью, чем уязвляет самолюбие лицемера. Ему даже хочется закричать, что он не

“бестелесый ангел”, а человек, как все. Между “тайными страстями” и “гласными действиями” установилось временное соответствие/.

  • Но попытка склонить Эльмиру к измене и обещание сохранить всё в тайне

– это ничто иное как тартюфство.

  • Дамис уличает Тартюфа. Казалось бы, что все пути для него отрезаны, но

что предпринимает лицемер? / Он себя бичует – не опровергает Дамиса. Он кается в несовершённых грехах. Этим он убеждает Оргона в своей святости, ведь не оправдывается, как обычно делают виноватые/. Чтение заранее подготовленным учащимся наизусть монолога Тартюфа:

Верь, брат мой! Я злодей, бесстыдный и лукавый
Виновник всяких зол, источник всяких бед.
Такого грешника еще не видел свет.
С мерзейшим из существ не смею стать я рядом,
Вся жизнь моя полна позором, грязью, смрадом,
В ней скопище грехов и свалка нечистот,
И небо поделом мне казнь такую шлет.
Пускай припишут мне любое злодеянье--
Смирюсь, не проронив ни слова в оправданье.
Так верьте же всему! Услышав и узрев
Все низости мои, обрушьте ярый гнев,
Гоните прочь меня. Какие бы удары
От вас ни претерпел – я стою большей кары.

  • Тартюф – хозяин дома, имущества, положения. Недаром Клеант именно у него просит помощи, чтобы вернуть Дамиса домой. Что делает Тартюф? / Он цинично издевается над Клеантом, лжёт, прикидываясь кротким исполнителем воли неба, которое не желает возвращения Дамиса/.
  • Тартюф в маске чувствует себя неуязвимым. Что будет наивысшей точкой его могущества, блаженства? (Разговор с Клеантом).
  • Второе, специально подстроенное свидание Тартюфа с Эльмирой, очевидцем которого был Оргон. Такой приём игры в драматическом произведении называется “мышеловкой”. Какова цель этой сцены? (Оргон до того подчинён влиянию Тартюфа, что готов ради него фанатично забыть мать, детей, всех близких. Прозреть Оргону может помочь лишь увиденное своими глазами)
  • Почему Тартюф пошёл на встречу? (Главное правило – ни перед чем не отступать. Ещё – уверенность в себе).
  • Инсценировка эпизода второй встречи Тартюфа и Эльмиры заранее подготовленными учащимися (основой для исполнения ролей учащимися взята книга Бояджиева “От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров” (статья о том, как исполнял роль Тартюфа Жан Ионель).
  • Тартюф уличён. Но что он делает на сей раз? (Опускает маску и пытается опять загипнотизировать Оргона фразами, но Оргон прозрел и не верит “праведнику”. Тогда лицемер меняет тактику, он срывает маску и начинает угрожать Оргону.

Перечислите моменты наступления Тартюфа. (“Как! Вы поверили?..”,

“Хотел я...”,

“Смотрите, как бы вас не выгнали из дому!
Нельзя по-доброму, так будет по-худому:
Дом-мой, и на него я заявлю права.
Вы мне ответите за бранные слова,
Вы пожалеете об этих мерзких кознях,
Замучите себя вы в сокрушеньях поздних
О том, что нанесли обиду небесам,
Мне указав на дверь. Я вам за все воздам!”

“Только в первую секунду попробовал что-то сказать в своё оправдание святоша, но как только Оргон повысил голос, в ответ послышался такой окрик, что честный буржуа так и остался на своём месте с открытым ртом. Ведь теперь Тартюф хозяин всего дома, судьба Оргона в его руках. Громко стуча башмаками, плут уходит – как победитель. Потому что он действительно победил, да ещё с позволения неба” / [ 2].

  • Что происходит? (Оргон испугался Тартюфа, потому что в “любовной сцене” он показался Оргону подлым и низким, а теперь страшным.) Тартюф открыт, но всё равно притворщик.
  • Оргон в недоумении, как можно было быть таким доверчивым, ведь он отдал Тартюфу ларец с бумагами Аргаса.
  • V действие. Чем заканчивается? (справедливость восторжествовала: вместо мечты Тартюфа соблазнить жену Оргона, жениться на его дочери, овладеть имуществом Оргона и самого запрятать в тюрьму, офицер арестовывает Тартюфа, а в семье Оргона воцарилось спокойствие).
  • Почему Мольер так закончил пьесу? На что рассчитывал? А так ли счастливо заканчивались подобные истории на самом деле? (В жизни так, конечно, эти истории не заканчивались. Трагичность в том, что в жизни тартюфы побеждают, и только случайность может изменить закономерность. Грибоедов сказал: “Тартюфы страшны, они в жизни торжествуют”).
  • Кто представляет в комедии авторскую точку зрения на порок – религиозное ханжество? (Да, это Клеант. Зачитать его слова действие 4, явление 1).
  • Есть ли в произведении герой, который изначально увидел в тартюфе лицемера и активно боролся с ним на протяжении всего произведения? Кто это? (Служанка Дорина). (“Для Дорины Тартюф с самого начала проходимец и трус, каким он обнаруживает себя к концу комедии. Умение разглядеть подлинную физиономию Тартюфа – результат народного взгляда на жизнь и людей, и эта народность ярко выявлена в образе Дорины. Борьба Дорины – это защита семьи, в которой если не по положению, то по моральному праву она является матерью. Дорина как мать своих детей защищает Марианну и Дамиса от подлейших посягательств Тартюфа. Да, Дорина – настоящая мать, любящая, умная, и в то же время она служанка. У этой простой женщины ненависть к Тартюфу и тревога за судьбу семьи сливаются воедино. Для Дорины Тартюф – отравитель душ. Оргон перестал быть нормальным человеком, он заражён Тартюфом – и в этом драма всего семейства, ибо его глава стал фанатиком и маньяком. Защитить детей и призвана Дорина”. / .
  • Для чего Мольеру нужен был этот образ? (Единство гневной обличительной сатиры и весёлого жизнеутверждающего смеха. Основа этого единства – оптимизм Мольера, вера в нравственное здоровье народа.)

IV. Рефлексия.

  • Почему мы свой урок назвали “Вечно живые образы Ж. Б. Мольера”? (“Мольер очень высоко ценил правду в человеческих отношениях и испытывал ненависть к лицемерию. Он энергично подчёркивал, что это “один из самых распространённых, самых несносных и самых опасных пороков” [ 3]. Мольер решил показать лицемерие, рядящееся в религиозные одежды, использующее в своих гнусных целях принципы христианской морали. Конечно, это всё Мольер говорил о современной ему Франции. Но как это актуально для нашего времени, для нашего мира).
  • Мольер определил жанр своего произведения как комедия. А каков жанр этого произведения, по-вашему? (трагикомедия.)
  • Самым большим достоинством человека в эпоху классицизма становится исполнение долга, служение высокой государственной идее. В ком воплощена эта идея?

(В самом Мольере. Именно он всегда стремился к тому, чтобы созданные им типические характеры были опознаны современниками, выставлены на всеобщее обозрение, высмеяны. А главным его оружием в борьбе с пороками был смех).

V. Жизнь “Тартюфа” на театральной сцене. (сообщения заранее подготовленных учащихся).

1. “Тартюф” на сцене французских театров.
2. “Тартюф” на русской сцене. (Слайды 8-15)

VI. Домашнее задание.

В виде таблицы записать традиции классицизма и новаторство Мольера в комедии “Тартюф”.

Использованная литература:

  1. Бояджиев Г.П. Мольер: исторические пути формирования жанра высокой комедии.
  2. Бояджиев Г.П. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров.– М., 1981. – с. 164-179.
  3. Гликман И.Д. Мольер: критико-биографический очерк, – М.– Л. – 1966.

Понятие классицизма

Классицизм - одно из важнейших направлений литературы прошлого. Утвердив себя в трудах и творчестве многих поколений, выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей, классицизм оставил такие вехи на пути художественного развития человечества, как трагедии Корнеля, Расина, Мильтона, Вольтера, комедии Мольера и многие другие литературные произведения. Сама история подтверждает жизнеспособность традиций классицистической художественной системы и ценность лежащих в ее основе концепций мира и человеческой личности, прежде всего характерного для классицизма нравственного императива.

Классицизм не оставался всегда и во всем тождественным самому себе, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Это особенно очевидно, если рассматривать классицизм в перспективе его трехвекового существования и в разных национальных вариантах, в каких он является нам во Франции, в Германии и в России. Делая свои первые шаги в XVI веке, то есть в пору зрелого Возрождения, классицизм впитал и отразил атмосферу этой революционной эпохи, и в то же время он нес в себе новые тенденции, которым суждено было энергично проявиться лишь в следующем столетии.

Классицизм является одним из наиболее изученных и теоретически продуманных литературных направлений. Но, несмотря на это, его детальное изучение до сих пор является чрезвычайно актуальной темой для современного исследователя, во многом вследствие того, что она требует особой гибкости и тонкости анализа.

Формирование понятия о классицизме требует систематической целенаправленной работы исследователя на основе установок на художественное восприятие и выработку оценочных суждений при анализе текста.

русский классицизм литература

Поэтому в современной науке зачастую возникают противоречия между новыми задачами литературного исследования и старыми подходами к формированию теоретико-литературных понятий о классицизме.

Основные принципы классицизма

Классицизму как художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей "норме" образцу. Отсюда и культ античности классицизма: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармоничного искусства.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства.

Важнейшие нормативы классицизма - единство действия, места и времени. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить его на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину целостности. Требование единства времени было тесно связана с единством действия. Единство места токовали по-разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов.

Классицизм формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует Барокко.

Содержание статьи

КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.).

Исторические корни классицизма.

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютноймонархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм .

Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.

«Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду, трагедию, эпос и низшие – комедию, сатиру.

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

Герой в трагедиях классицизма.

Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Обобщивший законы этого направления, французский автор Н.Буало-Депрео в своем стихотворном трактате Поэтическое искусство , утверждает:

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,

Пусть остается он всегда собой.

Односторонность, внутренняя статичность героя не исключает, однако, проявления с его стороны живых человеческих чувств. Но в разных жанрах эти чувства проявляются по-разному, строго согласно выбранному масштабу – трагическому или комическому. О трагическом герое у Н.Буало сказано:

Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,

У вас пусть будет он отважен, благороден,

Но все ж без слабостей он никому не мил…

Он плачет от обид – нелишняя подробность,

Чтоб мы поверили в его правдоподобность…

Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,

Нас должен волновать и трогать ваш герой.

От недостойных чувств пусть будет он свободен

И даже в слабостях могуч и благороден.

Раскрыть человеческий характер в понимании классицистов означает показать природу действия вечных, неизменных в своей сущности страстей, их влияние на судьбы людей.

Основные правила классицизма.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж являлся главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.

В 17 в. господствующей стала идея, что только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России.

Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в трагедии не происходило много разнообразных событий. Единство места также толковали по разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом (шестистопным ямбом).

Волнует зримое сильнее, чем рассказ,

Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз.

Авторы.

Вершиной классицизма в трагедии стали произведения французских поэтов П.Корнеля (Сид , Гораций , Никомед ), которого называли отцом французской классической трагедии и Ж.Расина (Андромаха , Ифигения , Федра , Гофолия ). Своим творчеством эти авторы при жизни вызвали горячие споры по поводу неполного соблюдения регламентированных классицизмом правил, но возможно, именно отступления сделали произведения Корнеля и Расина бессмертными. О французском классицизме в его лучших образцах А.И.Герцен писал: «…мир, имеющий свои пределы, свою ограниченность, но и имеющий свою силу, свою энергию и высокое изящество…».

Трагедия, как демонстрация нормы нравственной борьбы человека в процессе самоутверждения личности, и комедия, как изображение отступления от нормы, показ нелепых и потому смешных сторон жизни, – вот два полюса художественного осмысления мира в театре классицизма.

О другом полюсе классицизма, комедии, Н.Буало писал:

Коль вы прославиться в комедии хотите,

Себе в наставницы природу изберите…

Узнайте горожан, придворных изучите;

Меж них сознательно характеры ищите.

В комедиях требовалось соблюдение тех же канонов. В иерархически упорядоченной системе драматических жанров классицизма комедия занимала место низкого жанра, являясь антиподом трагедии. Она была обращена к той сфере человеческих проявлений, где действовали сниженные ситуации, царил мир быта, своекорыстия, человеческих и общественных пороков. Комедии Ж-Б.Мольера являются вершиной комедий классицизма.

Если домольеровская комедия стремилась главным образом забавлять зрителя, приобщая его к изящному салонному стилю, то мольеровская комедия, вбирая в себя карнавальное и смеховое начало, в то же самое время содержала жизненную правду и типическую достоверность действующих лиц. Однако теоретик классицизма Н.Буало, воздавая должное великому французскому комедиографу как создателю «высокой комедии», одновременно порицал его за обращение к фарсово-карнавальным традициям. Практика бессмертных классицистов вновь оказалась шире и богаче теории. В остальном Мольер верен законам классицизма – характер героя, как правило, заострен на одной страсти. Энциклопедист Дени Дидро ставил в заслугу Мольеру то, что в Скупом и Тартюфе драматург «воссоздал всех скупых и тартюфов мира. Тут выражены наиболее общие, наиболее характерные черты, но это не портрет кого-нибудь из них, поэтому никто из них не узнает себя». С точки зрения же реалистов такой характер является односторонним, лишенным объема. Сравнивая произведения Мольера и Шекспира А.С.Пушкин писал: «У Мольера скупой скуп и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».

Для Мольера сущность комедии заключалась по преимуществу в критике общественно вредных пороков и в отимистической вере в торжество человеческого разума (Тартюф , Скупой , Мизантроп , Жорж Данден ).

Классицизм в России.

За время своего существования классицизм проходит эволюцию от придворно-аристократического этапа, представленного творчеством Корнеля и Расина, до просветительского периода, уже обогащенного практикой сентиментализма (Вольтер). Новый взлет классицизма, революционный классицизм, произошел в период Французской революции. Ярче всего выразилось это направление в творчестве Ф.М.Тальма, а также великой французской актрисы Э.Рашели.

Создателем канона русской классической трагедии и комедии по праву считается А.П.Сумароков . Частое посещение спектаклей европейских трупп, гастролировавших в столице в 1730-е, способствовало формированию эстетического вкуса Сумарокова, его интереса к театру. Драматургический опыт Сумарокова не являлся прямым подражанием французским образцам. Восприятие Сумароковым опыта европейской драматургии произошло в тот момент, когда во Франции классицизм вступил в последний, просветительский этап своего развития. Сумароков следовал, в основном, Вольтеру. Бесконечно преданный театру, Сумароков заложил основы репертуара русской сцены 18 в., создав первые образцы ведущих жанров драматургии русского классицизма. Его перу принадлежит девять трагедий и двенадцать комедий. Законы классицизма соблюдает и сумароковская комедия. «Смешить без разума – дар подлой души», – говорил Сумароков. Он стал основоположником социальной комедии нравов со свойственным ей морализирующим дидактизмом.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина (Бригадир , Недоросль ), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

Театральная школа классицизма.

Одной из причин популярности жанра комедии является более тесная, чем в трагедии связь с жизнью. «Себе в наставницы природу изберите», – наставляет Н.Буало автора комедии. Поэтому канон сценического воплощения трагедии и комедии в рамках художественной системы классицизма столь же различен, как сами эти жанры

В трагедии, изображавшей возвышенные чувства и страсти и утверждающей идеального героя, предполагались соответствующие выразительные средства. Это красивая торжественная поза, как на картине или в скульптуре; укрупненные, идеально законченные жесты, изображающие обобщенно-высокие чувства: любовную Страсть, Ненависть, Страдание, Торжество и т.д. Возвышенной пластике соответствовала напевная декламация, ударные акценты. Но внешние стороны не должны были заслонять, по убеждению теоретиков и практиков классицизма, содержательную сторону, показывающую столкновение мысли и страсти героев трагедии. В период расцвета классицизма на сцене происходило совпадение внешней формы и содержания. Когда же наступил кризис этой системы, то оказалось, что в рамках классицизма невозможно показать жизнь человека во всей её сложности. И на сцене утвердился некий штамп, побуждающий актера к застывшим жестам, позам, холодной декламации.

В России, где классицизм появился значительно позже, чем в Европе, намного быстрее изживались внешне-формальные штампы. Наряду с процветанием театра «жестов», декламации и «пения», активно заявляет о себе направление, призывающее словами актера-реалиста Щепкина – «брать образцы из жизни».

Последний всплеск интереса к трагедии классицизма на русской сцене произошел в период Отечественной войны 1812. Драматург В.Озеров создал ряд трагедий на эту тему, использовав мифологические сюжеты. Они имели успех благодаря своему созвучию современности, отразив колоссальный патриотический подъем общества, а также благодаря блестящей игре трагических актеров ПетербургаЕ.А.Семеновой и А.С.Яковлева .

В дальнейшем русский театр ориентировался, в основном, на комедию, обогащая ее элементами реализма, углубляя характеры, расширяя рамки нормативной эстетики классицизма. Из недр классицизма родилась великая реалистическая комедия А.С.Грибоедова Горе от ума (1824).

Екатерина Юдина

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Классицизм (перевод с лат. образцовый). Само название«классицизм» объясняется его ориентацией на искусство древней Греции и Рима. Представители классицизма были убеждены, что греки и римляне создали истинно классическое (образцовое) искусство, идеально прекрасные, вполне совершенные произведения во всех родах и видах художественного творчества. Свою цель сторонники классицизма видели в том, чтобы приблизиться к этим образцам, а средством для этого считали подражание. Поэтому сюжеты произведений они часто заимствовали из античной истории или из мифологии; современное содержание облекалось ими в жанры античной литературы: героические поэмы, трагедий, комедий, од и сатир. Эстетическая и литературная теория классицизма на Западе создавалась на основе «Поэтики» Аристотеля и «Послания к Пизонам» Горация. Теория эта выводилась из анализа произведений греко-римской литературы и предлагалась в виде правил и законов, которым должны были следовать писатели нового времени. Представители классицизма стремились построить искусство на началах «разума», отчего этот стиль приобрел резко выраженный рационалистический характер. Особенно ярко эта черта проявилась в дидактической поэме теоретика классицизма, французского писателя Буало «Поэтическое искусство». Буало устанавливает идеальную задачу поэзии: подражание природе. Наиболее верно изучать природу и подражать ей умели древние греки и римляне, поэтому у них и следует учиться искусству поэзии. Разнообразные жанры литературы: ода, сатира, эпическая поэма, трагедия, комедия в поэтике классицизма резко отделены один от другого, и каждый подчинен своим особым законам. В трагедиях и одах воспевались «герои», т.е. цари, князья, полководцы – вообще представители господствующего класса. В комедиях и сатирах писатели классицизма обличали темные стороны действительности в свете господствующих этических и гражданских идеалов. Объектом литературы классицизма не могла быть народная жизнь, а средством - живая речь народа. В образах греческих царей, вождей и полководцев, действовавших в условно-отвлеченной обстановке, классицизм изображал современных аристократов. Такие герои не могли разговаривать обыкновенным и тем более народным языком. Язык поэзии – это язык возвышенный, облагороженный и очищенный от «низких» слов и выражений. Ориентируясь на античность, подчиняясь рационалистическим правилам и стремясь к «высокому» содержанию, литература классицизма ослабляла связи с отечественным преданием и историей, с жизнью, бытом и языком своего народа; во всех странах Европы она приобреталаоднообразный характер и становилась по преимуществу литературой «верхнего слоя». Обращаясь к формам западноевропейского классицизма, русские писатели XVIII в не могли быть простыми подражателями, - они создавали свою национальную литературу, свой, русский классицизм 1) Русский классицизм своеобразен тем, что многие из лучших его произведений тесно связаны с родной историей и современной действительностью, наполнены злободневным государственно или общественно важным содержанием 2) Русский классицизм был связан с устным народным творчеством. Кантемир в своих сатирах широко пользовался просторечием. В творчестве позднейших писателей XVIII в связанных с классицизмом (Фонвизин, Крылов), разговорная русская речь становится основным материалом литературы 3) Русский классицизм отличался разнообразием своих проявлений, различием внутренних течений, которые или уживались или боролись одно с другим в пределах одного стиля. Главные этапы в развитии русского классицизма таковы. Воздействие на рус.лит. античных авторов отмечается на всем протяжении древнего периода, но там оно не составляет еще стилевого единства. В русской придворной лит-ре конца XVII в. (в виршах Симеона Полоцкого), где использовалась античная мифология и применялись некоторые правила античной поэзии, можно видеть уже зачатки классицизма. В лит-ре первой трети XVIII в. (в сочинениях Ф. Прокоповича) черты эти становятся более отчетливыми. Однако «классицизм» Полоцкого и Прокоповича носит все еще схоластический характер. Первое проявление классицизма XVIII в. мы видим в сатирах Кантемира, которыми зачинается реально-сатирическая линия рус.клас-зма, имевшая большое значение в развитии всей последующей лит-ры. В теоретических работах и худож. произведениях Тредиаковского и Ломоносова русский классицизм как направление оформляется достаточно определенно. В твор-ве Ломоносова с громадной силой проявляются черты классицизма - гражданственность, патриотизм, высокое служение общенациональным интересам, прогрессивность общественных идеалов. Эти черты придают общенародный характер и значение. В лит-рной деятельности Сумарокова осваиваются новые разнообразные жанры развиваются теоретические основы этого направления. Однако Сумароков выступает в своем творчестве как идеолог либерального дворянства XVIIIв. В дальнейшем в творчестве учеников и приемников Сумарокова начинается разложение этого направления. Заметное влияние клас-зма в рус. лит-ре ощущается, однако, приблизительно до второй четверти XIX века века. Впервые гражданский патриотизм Рылеева ярко проявился в его стихотворении «К временщику», напечатанном с подзаголовком «Подражание Персиевой сатире «К Рубеллию».

Основные принципы классицизма

Классицизму как художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей "норме" образцу. Отсюда и культ античности классицизма: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармоничного искусства.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства.

Важнейшие нормативы классицизма - единство действия, места и времени. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить его на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину целостности. Требование единства времени было тесно связана с единством действия. Единство места токовали по-разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов.

Классицизм формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует Барокко.

Героическая тема в литературе русского классицизма

Господствующим направлением в русской литера-туре к середине XVIII в. становится классицизм. «Классицизм как литературное направление, возникшее в определенную историче-скую эпоху, был явлением прогрессивным,-- пишет современный исследователь...

Денди и дендизм в русской культуре XIX века

Классицизм - одно из важнейших направлений литературы прошлого. Утвердив себя в трудах и творчестве многих поколений, выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей, классицизм оставил такие вехи на пути художественного развития человечества...

Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране...

Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма

В своей политической борьбе революционные буржуа и плебеи во Франции как в десятилетия, предшествовавшие революции, так и в бурные 1789-1794 годы широко использовали античные традиции, идеологическое наследие и внешние формы римской демократии...

Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма

В литературе русский классицизм представлен произведениями А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова. А.Д. Кантемир явился родоначальником русского классицизма...

Лексические средства создания подтекста в малой прозе Э. Хемингуэя

Особенности перевода топонимов на материале романа Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин колец"

При анализе переводов топонимов мы посчитали правильным опираться на принципы данные Ермоловичем для перевода имен собственных...

Особенности психологического мастерства Островского в драме "Бесприданница"

Решение А.Н. Островским проблемы эстетических принципов русского театра вообще можно проследить в ряде теоретических работ драматурга разных лет: «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» (1863)...

Для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Классицизму, как определенному художественному направлению, свойственно отражать жизнь в образах идеальных...

Развитие классицизма в русской литературе XVII-XIX вв.

классицизм литература стиль В основе доктрины классицизма лежало представление о дуализме природы человека. В борьбе материального и духовного раскрывалось величие человека. Личность утверждалась в борьбе со «страстями»...

Развитие классицизма в русской литературе XVII-XIX вв.

В России становление классицизма происходит почти на три четверти века позже того, как он сложился во Франции. Для русских писателей Вольтер, представитель современного им французского классицизма, являлся ничуть не меньшим авторитетом...

Символика женских образов в романе А.М. Ремизова "Крестовые сестры"

Подчеркнём прежде всего, что все герои романа -- это соседи, волею судьбы оказавшиеся в «бурковом доме», то есть всех их вместе свела случайность...

Развитие французской литературы XVII в. тесно связано с социально- исторической ситуацией, сложившейся во Франции после окончания религиозных войн и утверждения централизованной королевской власти. «Политика централизации...

Черты классицизма в комедиях Мольера

Характеризуя творчество Мольера, исследователи нередко утверждают, что он в своих произведениях «выходил за пределы классицизма»...



 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS