Главная - Режиссура
Автор какого скульптурного произведения является микеланджело буонарроти. Творческие страдания и платоническая любовь Микеланджело Буонарроти: Несколько увлекательных страниц из жизни гения

Микеланджело Буонарроти – один из самых гениальных людей, живших когда-либо. Творил он в эпоху Ренессанса, которая породила множество шедевров и уникальных личностей. Однако никто не мог в то время достичь тех высот, что достиг Микеланджело. Он был талантлив во всем: одинаково хорошо владел скульптурой и живописью, был гениальным архитектором и поэтом.

Микеланджело Буонарроти годы жизни

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, недалеко от Флоренции. Его отец был градоправителем, или по-другому подеста. В тринадцать лет юный Буонарроти получает работу в мастерской Доменико Гирландайо, который в то время был известным флорентийским мастером живописи. Это решение юноши совершенно не устраивает его отца и братьев, которые прочили ему другое будущее. Через год Микеланджело поступает в художественную школу «Сады», находящуюся при монастыре в Сан Марко. Ее основал флорентийский правитель Лоренцо Медичи. Вскоре юный художник попадает в дом Лоренцо и знакомится там с великими представителями той эпохи: архитекторами, живописцами, учеными и поэтами. Именно здесь, Микеланджело изучает шедевры античной культуры и начинает постигать мастерство скульптуры и живописи.

Самыми его ранними работами считаются рельефы «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы» . Уже в них начинает прослеживаться тема высоко одухотворенных личностей, физически крепких людей. Эти две работы наполнены различными символами.


Битва кентавров, мраморный барельеф / Микеланджело Мадонна у лестницы,1490 г.–1492 г. автор Микеланджело

В барельефе «Мадонна у лестницы» узнается влияние Донателло, прослеживаются элементы зрелого Микеланджело. Данный образ широко использовался как художниками, так и скульпторами XV века. Данная композиция напоминает живопись, но в то же время отличается от нее. На барельефе изображена женщина, сидящая у лестницы, и играющие вокруг нее дети. Сюжет близок к бытовому жанру. Однако стоит приглядеться к деталям. Мадонна у Микеланджело не изображена хрупкой или слабой, ее душа не наполнена болью. Публика видит сильную и крепкую женщину, которая способна родить и воспитать настоящего героя. Фигура Мадонны создает монументальность произведения, несмотря на его небольшие размеры.

В 1501 году Микеланджело возвращается домой после поездки в . Он полностью охвачен политическими и общественными идеями, становится ярым защитником своей родины, пытается всеми силами противоборствовать тирании и диктату. Примерно в это время Микеланджело создает одну из своих знаменитых скульптур – «Давида» . В ней воплощен идеал защитника отечества.


Статуя «Давид» Микеланджело Буонарроти

Статуя выполнена из мрамора, и впервые была показана широкой публике во Флоренции 8 сентября 1504 года. На ней изображен Давид перед схваткой с Голиафом. Впоследствии эта скульптура станет символом Флорентийской республики, а современники признают эту работу верхом человеческого гения. Изображение Давида перед боем можно считать новаторским, так как многие художники и скульпторы предпочитали изображать его уже после победы над врагом. Лицо героя спокойно, но в то же время он сосредоточен на поединке, тело Давида напряжено, брови грозно сдвинуты. Его тело наполнено смелостью и отвагой.

Мадонна Дони (Святое семейство)


Станковое произведение Микеланджело Буонарроти, 1507 г.

Подписание договора с папой Юлием II

В 1508 году Микеланджело Буонарроти подписал договор с папой Юлием II, согласно которому он должен был расписать потолок Сикстинской капеллы.


Потолок Сикстинской капеллы, автор Микеланджело

Роспись потолка Сикстинской капеллы, созданная в 1508- 1512 г. является настоящим шедевром искусства эпохи Ренессанса.

Панорама Сикстинской капеллы

Создание скульптуры Моисея в 1515 году

Микеланджело не раз использует образ мудрого и сильного борца за справедливость в своем творчестве. Эта тема проглядывается в статуи Моисея , созданной в 1515 году.


Моисей. Скульптура Микеланджело

Скульптура являет собой фрагмент гробницы Юлия II, которая так и не была достроена из-за финансовых трудностей. В фигуре Моисея заложена великая сила человеческого духа, этот человек может повести за собой целые народы. Он являет собой образ человека-борца. Именно такого героя не хватало Италии в то время, когда ее раздирали внутренние конфликты и междоусобицы. Достаточно вспомнить, что в 1527 году произошел практически полный разгром Рима германскими войсками. Вскоре, во Флоренции разгораются массовые мятежи против тирании Медичи. Народ требовал соблюдения своих прав и получения свободы от диктата. Микеланджело принимает участие в этом конфликте и выступает в качестве военного инженера. К сожалению, город не смог отстоять свои права и в конечном итоге пал.


Капелла Медичи

В это время Микеланджело создает свое бессмертное произведение — капеллу Медичи. Выполнена она по его личному архитектурному проекту. Это сооружение представляет собой памятник одному из сильнейших семейств Италии, грозному роду Медичи. Микеланджело делал капеллу по подобию Пантеона в Риме, он захотел создать его малую копию в своем родном городе. Внешне здание оставляет довольно неприятное впечатление: стены его ничем не украшены, монотонную поверхность разбавляют окна и купол. Микеланджело собирался украсить внутреннюю часть капеллы большим количеством скульптур, однако, замысел так и не был воплощен в жизнь полностью. Работа над внутренним убранством не доставляла никакого удовольствия Буонарроти, на процесс также повлиял конфликт с Медичи в 1527 году. Только в 1531 году Микеланджело возобновил свой проект капеллы.

Вскоре мастер уезжает из Флоренции в Рим, где остается до конца своих дней, и над зданием уже работают его ученики.

Панорама Капеллы Медичи

Где похоронен Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти скончался 18 февраля 1564 года, а 14 июля его тело перевозят на его родину, во Флоренцию и погребают в местной церкви Санта-Кроче.

В детстве я очень много читала, и был у меня такой период, когда я "подсела" на книги из серии "Жизнь замечательных людей". С удовольствием читала биографии разных писателей, музыкантов, художников, но особенно меня поразило жизнеописание Микеланджело Буонаотти. Я даже выпросила у мамы альбом с иллюстрациями его произведений, правда, на немецком языке и жутко дорогой по тем временам (3 р.40к), он у меня хранится до сих пор.

1. Портрет Микеланджело Буаноротти. Ок. 1535. Марчелло Венусти. Музей Капитолия, Флоренция.

"Жизнь и деятельность Микеланджело Буонарроти продолжались почти целое столетие - с 1475 по 1564 год. Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. Он был сыном мелкого чиновника. Отец назвал его Микеланджело: долго не размышляя, а по внушению свыше, хотел этим показать, что существо это было небесным и божественным в большей степени, чем это бывает у смертных, как это и подтвердилось позднее. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Согласно податному цензу, семья столетиями принадлежала к высшим слоям города, и Микеланджело весьма гордился этим. В то же время он оставался одиноким, жил достаточно скромно и в отличие от других художников его эпохи никогда не стремился улучшить собственное материальное положение. Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях. Лишь на короткий период, уже в шестидесятилетнем возрасте, наряду с творческой деятельностью, для него приобрели также глубокое жизненное значение дружеские отношения с Томмазо Кавальери и Витторией Колонна.

1. Мраморный барельеф. 1490-1492. (Флоренция, Музей Буонарроти.)

В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. Мастерство и личность Микеланджело выросли настолько, что Доменико давался диву, видя, как он и некоторые вещи делает не так, как полагалось бы юноше, ибо ему казалось, что Микеланджело побеждает не только других учеников, а их было у Гирландайо немало, но и нередко не уступает ему в вещах, созданных им, как мастером. Так, когда один из юношей, обучавшихся у Доменико, срисовал пером у Гирландайо несколько фигур одетых женщин, Микеланджело выхватил у него этот лист и более толстым пером заново обвел фигуру одной из женщин линиями в той манере, которую он считал более совершенной, так что поражает не только различие обеих манер, но и мастерство и вкус столь смелого и дерзкого юноши, у которого хватило духу исправить работу своего учителя. И вот случилось так, что, когда Доменико работал в большой капелле в Санта Мариа Новелла и как-то оттуда вышел, Микеланджело начал рисовать с натуры дощатые подмостья с несколькими столами, заставленными всеми принадлежностями искусства, а также и несколько юношей, там работавших. Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: "Ну, этот знает больше моего" - так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры.

2. "Святое семейство" ("Мадонна Дони") 1503 —1504. Флоренция, Галерея Уффици.

Но уже год спустя Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, призвал его к себе во дворец и открыл ему доступ в свои сады, где находилась богатая коллекция произведений античных мастеров. Мальчик практически самостоятельно овладел необходимыми техническими навыками ремесла скульптора. Он лепил из глины и рисовал с произведений предшественников, безошибочно точно выбирая именно то, что могло помочь ему в развитии собственных врожденных склонностей. Рассказывают, что Торриджано, сдружившийся с ним, но побуждаемый завистью за то, что, как он видел, его и ценили выше и стоил он больше него в искусстве, как бы шутя с такой силой ударил его кулаком по носу, что навсегда его отметил сломанным и безобразно раздавленным носом; за это Торриджано был из Флоренции изгнан...

3. Распятие.


После смерти Лоренцо Великолепного в 1492 году Микеланджело возвратился в отцовский дом. Для церкви Санто Спирито в городе Флоренции он сделал деревянное распятие, поставленное и до сих пор стоящее над полукружием главного алтаря с согласия приора, который предоставлял ему помещение, где он, частенько вскрывая трупы для изучения анатомии, начал совершенствовать то великое искусство рисунка, которое он приобрел впоследствии.

Незадолго до того, как в 1494 году французский король Карл VIII вынудил Медичи, покровителей художника, оставить Флоренцию, Микеланджело бежал в Венецию, а затем в Болонью. Микеланджело понимал, что напрасно теряет время, он с удовольствием возвратился во Флоренцию, где для Лоренцо, сына Пьерфранческо деи Медичи, высек из мрамора св. Иоанна ребенком и тут же из другого куска мрамора спящего Купидона натуральной величины, и когда он был закончен, через Бальдассарре дель Миланезе его как вещь красивую показали Пьерфранческо, который с этим согласился и сказал Микеланджело: "Если ты его закопаешь в землю и потом отошлешь в Рим, подделав под старого, я уверен, что он сойдет там за древнего и ты выручишь за него гораздо больше, чем если продашь его здесь".

4. Оплакивание Христа ("Пьета"), 1498 — 1499 . Ватикан, Собор св. Петра.

Благодаря истории этой известность Микеланджело стала такова, что он тут же был вызван в Рим. Художник столь редкостного дарования оставил достойную о себе память в городе, столь знаменитом, изваяв мраморную, целиком круглую скульптуру с оплакиванием Христа, которая по ее завершении была помещена в соборе св. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери.

4 августа 1501 года, после нескольких лет гражданской смуты, во Флоренции была провозглашена республика. Кое-кто из друзей его написал ему из Флоренции, чтобы он приезжал туда, ибо не следует упускать мрамор, лежавший испорченным в попечительстве собора. Богатая корпорация торговцев шерстью дала мастеру заказ на создание скульптуры Давида.

5. Давид,1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.

Микеланджело порывает с традиционным способом трактовки образа Давида. Он не изобразил победителя с головой гиганта у ног и крепким мечом в руке, а представил юношу в ситуации, которая предшествует столкновению, возможно, как раз в момент, когда тот чувствует замешательство своих соплеменников перед поединком и издали различает Голиафа, насмехающегося над его народом. Художник придал его фигуре совершеннейший контрапост, как в самых прекрасных изображениях греческих героев. Когда статуя была закончена, комиссия, состоящая из видных горожан и художников, решила установить ее на главной площади города, перед Палаццо Веккио. Это был первый случай со времени античности, то есть более чем за тысячу лет, появления монументальной статуи обнаженного героя в публичном месте. Это могло произойти благодаря удачному совпадению двух обстоятельств: во-первых, умения художника создать для жителей коммуны символ ее наиболее высоких политических идеалов и, во-вторых, способности сообщества горожан понять мощь этого символа. Его желание защитить свободу своего народа отвечало в этот момент самому возвышенному стремлению флорентийцев.

6. Моисей. Ок. 1515 . Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи .

После "Оплакивания Христа", флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей. Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. Всего же в работу эту входило сорок мраморных статуй, не считая разных историй, путтов и украшений, всей порезки карнизов и других архитектурных обломов. Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см!), и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ. Рассказывают, что, когда Микеланджело над ней еще работал, прибыл водой остальной мрамор, предназначавшийся для названной гробницы и остававшийся в Карраре, и был перевезен к остальному на площадь св. Петра; а так как доставку следовало оплатить, Микеланджело отправился, как обычно, к папе; но так как в тот день Его Святейшество был занят важными делами, относившимися к событиям в Болонье, он воротился домой и расплатился за мрамор собственными деньгами, полагая, что Его Святейшество тотчас же даст на этот счет распоряжение. На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением, ибо ему приказано не впускать его.

7. Мадонна с младенцем, 1504 г. (Церковь Нотр-Дам, Брюгге, Нидерланды).

Микеланджело этот поступок не понравился, и так как ему показалось, что это было совсем не похоже на то, как с ним бывало раньше, он, разгневанный, заявил папским привратникам, что если он впредь понадобится Его Святейшеству, пусть ему скажут, что он куда-то уехал. Вернувшись же в свою мастерскую, он в два часа ночи сел на почтовых, приказав двум своим слугам распродать все домашние вещи евреям и затем следовать за ним во Флоренцию, куда он уезжает. Прибыв в Поджибонси, флорентийской области, он остановился, почувствовав себя в безопасности.

Но не прошло много времени, как прибыло туда пять посыльных с письмами от папы, чтобы вернуть его обратно. Но, несмотря на просьбы и на письмо, в котором ему было приказано под страхом немилости возвратиться в Рим, он ничего не хотел и слышать. Лишь уступая просьбам посыльных, он написал наконец несколько слов в ответ Его Святейшеству, что он просит прощения, но возвратиться к нему не собирается, ибо он выгнал его как какого-нибудь бродягу, чего он за верную службу не заслуживал, и что папа может где-нибудь еще поискать для себя слугу.

8. Христос, несущий крест, 1519-1521. Церковь Санта Мариа сопра Минерва, Рим.

Вскоре папа, возможно, озабоченный отсутствием подходящего места для гробницы, загорелся еще более грандиозным проектом - перестройкой собора Святого Петра. Поэтому он на время отказался от предшествующих замыслов. В 1508 году мастер, наконец, возвратился в Рим, но не получил возможности заняться гробницей. Его Святейшество не настаивал на завершении своей гробницы, говоря, что строить гробницу при жизни - дурная примета и значит накликать себе смерть. Его ожидал еще более ошеломляющий заказ: в память Сикста, дяди Его Святейшества, расписать потолок капеллы, выстроенной во дворце Сикстом. А Микеланджело хотелось закончить гробницу, и работа над потолком капеллы казалась ему большой и трудной: имея в виду малый свой опыт в живописи красками, он пытался всякими путями свалить с себя эту тяжесть. Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться. До 31 октября 1512 года Микеланджело написал на своде Сикстинской капеллы более трехсот фигур.

9. "Сотворение Адама" (фрагмент росписи Сикстинской капеллы)


После завершения капеллы он с охотой взялся за гробницу, чтобы без стольких помех довести ее на этот раз до конца, но всегда получал от нее впоследствии больше неприятностей и затруднений, чем от чего-либо другого, но всю свою жизнь и на долгое время прослыл, так или иначе, неблагодарным по отношению к тому папе, который так ему покровительствовал и благоволил. Итак, возвратившись к гробнице, он работал над ней беспрерывно, приводя в то же время в порядок рисунки для стен капеллы, однако судьбе не угодно было, чтобы этот памятник, начатый с таким совершенством, так же был и закончен, ибо приключилась в то время смерть папы Юлия, а потому работа эта была заброшена из-за избрания папы Льва X, который, блиставший предприимчивостью и мощью не меньше Юлия, пожелал оставить у себя на родине на память о себе и божественном художнике, своем согражданине, такие чудеса, какие могли быть созданы лишь таким величайшим государем, как он. И посему, так как он распорядился, чтобы фасад Сан Лоренцо во Флоренции, церкви, выстроенной семейством Медичи, был поручен Микеланджело, это обстоятельство и стало причиной того, что работа над гробницей Юлия осталась незаконченной.

10. Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524— 1531 . Флоренция, собор Сан-Лоренцо.


На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело. Во-первых, папа, семья которого была враждебна семейству делла Ровере, препятствовал продолжению работы над гробницей Юлия II, с 1515 года занимая художника проектированием, а с 1518 - осуществлением фасада церкви Сан Лоренцо. В 1520 году, после бесполезных войн, папа вынужден был отказаться от строительства фасада и, в свой черед, поручил Микеланджело воздвигнуть рядом с Сан Лоренцо Капеллу Медичи, а в 1524 году заказал соорудить Библиотеку Лауренциана. Но реализация этих проектов также прервалась на год, когда в 1526 году Медичи были изгнаны из Флоренции. Для Флорентийской республики, провозглашенной теперь уже в последний раз, Микеланджело, выступая в роли начальника укреплений, поспешил выполнить именно планы новых укреплений, но предательство и политические интриги способствовали возвращению Медичи, и его проекты остались на бумаге.

11. Ангел с подсвечником. 1494-1495. Церковь Сан-Доменико, Болонья.

Кончина Льва привела в такое смятение художников и искусство и в Риме и во Флоренции, что при жизни Адриана VI Микеланджело оставался во Флоренции и занимался гробницей Юлия. Но когда умер Адриан и папой был избран Климент VII, стремившийся в искусствах архитектуры, скульптуры и живописи оставить по себе славу, в степени не меньшей, чем Лев и другие его предшественники, Микеланджело был вызван в Рим папой.

Папа задумал расписать стены Сикстинской капеллы, в которой Микеланджело расписал потолок его предшественнику Юлию II. Клименту хотелось, чтобы на этих стенах, а именно на главной из них, там, где алтарь, был написан Страшный суд, так чтобы можно было показать на этой истории все, что было в возможностях искусства рисунка, а на другой стене, напротив, приказано было над главными дверями показать, как был изгнан с небес Люцифер за свою гордыню и как были низвергнуты в недра ада все ангелы, согрешившие вместе с ним.

12. "Страшный Суд". 1534-1541 г. г.

Много лет спустя обнаружилось, что Микеланджело делал наброски и различные рисунки для этого замысла, причем по одному из них была написана фреска в римской церкви Тринита одним сицилийским живописцем, который много месяцев служил у Микеланджело, растирая ему краски.

Это произведение было заказано папой Климентом VII незадолго до кончины. Наследовавший ему Павел III Фарнезе побудил Микеланджело спешно выполнить эту роспись, самую обширную и пространственно единую во всем столетии. Первое впечатление, которое мы получаем, стоя перед Страшным Судом - это ощущение, что перед нами поистине космическое событие. В центре него мощная фигура Христа. Помимо красоты необыкновенной в творении этом видно такое единство живописи и ее выполнения, что кажется, будто написано оно в один день, причем такой тонкости отделки не найдешь ни в одной миниатюре. Трудился он над завершением этого творения восемь лет и открыл его в 1541 году, в день Рождества, поразив и удивив им весь Рим, более того - весь мир.

13. Апостолы Пётр и Павел, ок. 1503/1504. Кафедральный собор, Сиена.


В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения. Он в полнейшем сознании составил завещание, состоящее из трех слов: душу свою отдавал в руки Господа, тело земле, а имущество ближайшим родственникам, наказав своим близким напомнить ему о страстях господних, когда будет он отходить от сей жизни. И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни.

14. Пьета Бандини (Пьета с Никодимом). 1550. Музей собор Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция.

Талант Микеланджело был признан еще при жизни, а не после смерти, как это со многими бывает; ибо мы видели, что первосвященники Юлий II, Лев X, Климент VII, Павел III и Юлий III, Павел IV, и Пий IV всегда хотели видеть его при себе, а также, как известно, и Сулейман - повелитель турок, Франциск Валуа - король французский, Карл V - император. Венецианская синьория и герцог Козимо Медичи - все они с почетом награждали его только ради того, чтобы пользоваться его великим талантом, а это выпадает на долю только тех людей, которые обладают великими достоинствами. Но к таким он и принадлежал, ибо все знали и все видели, что все три искусства достигли в нем такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным.

И пусть никому не покажется странным, что Микеланджело любил одиночество, как человек, влюбленный в свое искусство, которое требует, чтобы человек был предан ему целиком и только о нем и размышлял; и необходимо, чтобы тот, кто хочет им заниматься, избегал общества, ибо тот, кто предается размышлениям об искусстве, одиноким и без мыслей никогда не остается, те же, кто приписывают это в нем чудачествам и странностям, заблуждаются, ибо, кому желательно работать хорошо, тому надлежит удалиться от всех забот, так как талант требует размышлений, уединении и покоя, а не мысленных блужданий."

Джорджо Вазари. "Жизнеописание Микеланджело".

15. Голова Христа (фрагмент статуи "Оплакивание Христа)


Личная жизнь Микеланджело.

В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара, где эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу, вернее даже, страстную любовь 61-летнего Микеланджело. Своей великой платонической любви он посвятил несколько из своих самых пламенных сонетов, создавал ей рисунки и проводил многие часы в её обществе. Идеи религиозного обновления, волновавшие участников кружка Виттории, наложили глубокий отпечаток на мировоззрение Микеланджело этих лет. Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле.

Виттория является единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело, которого большинство исследователей склонно считать гомо-, или по крайней мере бисексуалом.

Согласно мнению исследователей интимной жизни Микеланджело, его пылкая страсть к маркизе являлась плодом подсознательного выбора, поскольку её святой образ жизни не мог представлять угрозы его гомосексуальным инстинктам, хотя друг и биограф Микельанджело Кондиви вообще описывал его целомудрие, подобное монашескому. «Он возвёл её на пьедестал, но вряд ли его любовь к ней можно назвать гетеросексуальной: он звал её „мужчина в женщине“.

16.Виттория Колонна, портрет работы Себастьяно дель Пьомбо

Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии». Исследователи пишут по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело. Их стихотворная „корреспонденция“ вызывала внимание современников; едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования». Записи бесед Виттории и Микеланджело, сильно обработанные, сохранились в посмертно опубликованных записях португальского художника Франческо д"Олланда.

Сонет №60

И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
Жду ль радости, тревога ль сердце давит,
Мудрейшая, благая донна, — вам
Обязан всем я, и тяжел мне срам,
Что вас мой дар не так, как должно, славит.
Не власть Любви, не ваша красота,
Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений
В злосчастии моем несут вину, —
Затем, что смерть с пощадою слита
У вас на сердце, — но мой жалкий гений
Извлечь, любя, способен смерть одну.

Микеланджело

Фрагменты росписи Сикстинской капеллы:

17. Христос.

18. "Сотворение Евы"

19. "Сотворение светил и растений"


20. " Грехопадение"


21."Всемирный потоп"


22. "Жертвоприношение Ноя"

23. Пророк Исайя


24. Пророк Иеримия.


25. Кумская сивилла

26. Дельфийская сивилла

27. Эритрейская сивилла.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 14.12.2016 18:55 Просмотров: 1884

Великий Микеланджело считал наиболее совершенной живописью ту, которая напоминает скульптуру.

Складки одежды, изгибы человеческого тела, обычно мускулистого, на живописных полотнах мастера создают иллюзию скульптуры.
Эти характеристики соответствуют нее только монументальным фрескам, но и станковой живописи.

Микеланджело «Мадонна Дони» (около 1507)

Доска, масло, темпера. 120х120 см. Уффици (Флоренция)

Это единственное сохранившееся до нашего времени оконченное станковое произведение Микеланджело Буонарроти. Оно выполнено им в молодые годы, в форме тондо (круглая по форме картина или барельеф, сокращение от итал. rotondo – круглый).
Тема тондо – Святое семейство. На первом плане изображена Дева Мария. За ней – Иосиф Обручник. На заднем плане и несколько в стороне – Иоанн Креститель. Взоры всех троих устремлены на младенца Христа, которого Мария принимает от мужа.
Пять обнажённых мужских фигур, которые расположены на заднем плане и отделены от Святого семейства горизонтальной полосой, – загадочный элемент композиции. Они не смотрят на Христа. Возможно, это древние язычники, ожидающие крещения.

Потолок Сикстинской капеллы (1508-1512)

4096х1341 см. Музей Ватикана (Ватикан)

Роспись потолка Сикстинской капеллы – известнейший цикл фресок Микеланджело, один из шедевров искусства Высокого Возрождения. Это одно из самых монументальных произведений художника. Гёте писал: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Следует иметь в виду, что Микеланджело никогда до этого не занимался фреской. Но принял заказ, чтобы доказать своё мастерство.

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла – бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473-1481 гг. архитектором Джордже де Дольчи по заказу папы римского Сикста IV.

Вид на Сикстинскую капеллу

Интерьер Сикстинской капеллы. В глубине – алтарная стена с фреской Микеланджело «Страшный суд» (1537-1541).

Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481-1483 гг. Сандро Боттичелли , Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. В 1508-1512 гг. Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками по заказу папы Юлия II.
Чтобы расписывать потолок, необходимы были леса. Микеланджело сам создал «летящие» леса. Это был настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены около верха окон. Такой тип лесов позволял работать сразу по всей ширине свода. Таким образом, во время работы Микеланджело в капелле могли проходить службы. Ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора.
Во время работы Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. После длительной работы в таких условиях он долгое время мог читать, только держа текст высоко над головой. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо.
Каждый день укладывался слой штукатурки такой площадью, какую мог записать художник за один день, дневная норма фрески называлась джорната . Слой штукатурки, не покрытый росписью, удалялся, края срезались наискось наружу, зачищались, новая джорната приштукатуривалась к уже готовым фрагментам.
С содержанием росписи потолка Сикстинской капеллы можно познакомиться на этой схеме.


Главная тема цикла – потребность человечества в Спасении, которое Бог дарит людям через Иисуса.
Рассмотрим некоторые фрески росписи потолка Сикстинской капеллы.

Фреска «Сотворение Адама» (около 1511)

280х570 см. Сикстинская капелла (Ватикан)

Эта фреска является четвёртой из 9 центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвящённых книге Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:27). Это одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами. Правая рука Его вытянута навстречу руке Адама и почти касается её.
Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук.

Фрагмент фрески

Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Их руки не соприкасаются – Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога преобладает огромная творческая энергия. В образе Адама воспета сила и красота человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который человек получает душу.

Фреска «Всемирный потоп»

Согласно Книге Бытия, потоп явился Божественным возмездием за нравственное падение человечества. Бог решил истребить всё человечество, оставив в живых лишь благочестивого Ноя и его семью. Бог сообщил Ною о своём решении и повелел построить ковчег. К началу постройки ковчега Ною было 500 лет, у него было три сына. После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет. Когда строительство ковчега закончилось, Ною было велено зайти в ковчег с семьёй и взять с собой по паре от каждого вида нечистых животных и по 7 – каждого вида чистых животных, живущих на земле. Ной исполнил указание, и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Наводнение длилось 40 дней и ночей и «всякая плоть, движущаяся по земле» погибла, остался лишь Ной и его спутники.
На фреске Микеланджело изображён момент отплытия ковчега и весь ужас надвигающейся вселенской катастрофы: отчаявшиеся люди выбираются на клочок суши, не покрытый водой.

Фреска «Опьянение Ноя»

Высадившись на сушу после окончившегося наводнения, Ной возделывает землю, выращивает виноград. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету (отсюда слова «хам», «хамский», означающие человека, совершающего неприглядные или грубые поступки, унижающие человеческое достоинство). Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом, Сим даже отвернулся, чтобы не видеть наготу отца. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета.
В каждом из четырёх углов капеллы, на изогнутых распалубках свода, Микеланджело изобразил четыре библейские истории, которые связаны со спасением народа Израиля Моисеем, Есфирью, Давидом и Юдифью.

Панель «Наказание Амана» повествует о раскрытии заговора военачальника персидского царя, задумавшего погубить еврейский народ («Книга Есфири»). В центре основная сцена – казнь Амана, её обрамляют изображения разоблачения заговора Есфирью и Артаксеркса, отдающего приказ.
Художественные решения росписи потолка Сикстинской капеллы, найденные Микеланджело, получили дальнейшее развитие в произведениях других мастеров: иллюзорная архитектура, анатомически верное изображение человеческого тела, перспективное построение пространства, динамика движений, ясный и сильный колорит.

Микеланджело «Страшный суд» (1537-1541)

1370х1200 см

Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет после росписи потолка, чтобы написать по заказу папы Климента VII (а после его смерти папы Павла III) на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
Это произведение завершило в искусстве эпоху Возрождения. За ней открывался новый период разочарования философии антропоцентрического гуманизма.
Огромная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Её тема – второе пришествие Христа и апокалипсис. В этой фреске центром является могучая фигура Христа, а отчаявшиеся персонажи вовлечены в гигантский вихрь событий. Отмечают односторонность взгляда художника на это событие. Он отступил от всех христианских традиций и представил второе пришествие Спасителя исключительно как день гнева, ужаса, борьбы страстей и безнадежного отчаяния. Фреска поражает смелостью замысла, своеобразным величием композиции, мастерством рисунка.
Условно композицию «Страшного суда» можно разделить на три части:

Верхняя часть (люнеты) – летящие ангелы, с атрибутами Страстей Христовых.

Левый люнет: ангелы с атрибутами Страстей Христовых

Вопреки традиции, ангелы изображены без крыльев. В напряжённых выражениях лиц ангелов с широко раскрытыми глазами – мрачное ви́дение конца времен, но не духовное спокойствие и просветление спасённых, а тревога, трепет, подавленность. Виртуозная работа художника, написавшего ангелов в самых сложных положениях, вызвала восхищение одних зрителей, и критику других, которые утверждали, что ангелы не соответствуют их представлению о них.
Центральная часть – Христос и Дева Мария между блаженными.

Центр всей композиции – фигура Христа-Судии с Девой Марией, в окружении толпы проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых.
Христос-Судия изображался всегда на троне, как описывает Евангелие от Матфея, отделяющего праведных от грешных. Обычно Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а левая опущена в знак приговора грешным, на его руках видны стигматы (кровоточащие раны от следов гвоздей, которыми Он был прибит к Кресту).
Христос Микеланджело изображён на фоне облаков, без алой мантии владыки мира, показан в самый момент начала Суда. Его жест, властный и спокойный, привлекает внимание и в то же время успокаивает окружающее волнение: он дает начало широкому и медленному вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом...
Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, 10 дней. Его нагота вызвала осуждение. Кроме того, вопреки традиции, художник изобразил Христа-Судию безбородым.

Возле Христа – Дева Мария, которая со смирением отвернула лицо: не вмешиваясь в решения Судии, она лишь ждёт результатов. Взгляд Марии направлен на Царствие Небесное. В облике Судии нет ни сострадания к грешникам, ни радости за блаженных: время людей и их страстей сменилось триумфом божественной вечности.

Нижняя часть – конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в ад.
Низ фрески разделён на 5 частей: в центре ангелы с трубами и книгами возвещают Страшный суд; слева внизу представлено воскрешение мертвых, вверху – вознесение праведников; справа вверху – захват грешников дьяволами, внизу – ад.
Количество персонажей «Страшного суда» – более 400.

Несколькими годами позже «Страшного Суда» Микеланджело написал две фрески в Паолинской капелле ватиканского дворца: «Обращение апостола Павла» и «Распятие апостола Петра». Это были последние произведения его кисти.

Микеланджело «Распятие апостола Петра»

Фреска. 625х662 см. Апостольский дворец Капелла Паолина (Ватикан)
Фреска написана в период 1546-1550 гг. по заказу папы Павла III. Отличается мощью, выразительностью и стройностью композиции, многие историки искусства считают эту работу вершиной творчества Микеланджело. Это одна из двух последних законченных работ Микеланджело.
Апо́стол Пётр – один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. В Католической церкви считается первым папой римским. Символически изображается с ключами от рая, стражем которого является.
Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. Был очень живым и вспыльчивым; именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, он же отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Но позже искренне покаялся и был прощён Господом.
По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 67 г. вниз головой по его желанию. Он считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. Этот момент и изображён на фреске Микеланджело.

Чем прославился Микеланджело Буонарроти, итальянский художник, скульптор, поэт, архитектор и мыслитель, Вы узнаете из этой статьи.

Чем прославился Микеланджело Буонарроти?

Он является самым известным представителем итальянского Ренессанса и величайшим художником, архитектором всех времен.

Самые известные работы Микеланджело

Самые известные скульптуры Микеланджело — «Давид», «Вакх», «Пьета», статуи «Моисея», «Лии» и «Рахили» для гробницы папы Юлия II в. Джорджо Вазари

Самые известные картины Микеланджело: «Мадонна Дони», «Положение во гроб», «Мучения святого Антония», «Обращение Павла», «Распятие Святого Петра» и др.

Самые известные работы Микеланджело: фрески потолка Сикстинской капеллы, фреска «Страшный суд», проект купола Собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо, «Битва при Кашине», «Битва кентавров», «Скорчившийся мальчик», фрески для капеллы Паолина и другие.

Буонаротти считается примером универсального гения, главным создателем Высокого Возрождения, а также представителем школы флорентийской живописи. Таланты Микеланджело художеством не ограничивались: он создавал прекрасные рельефы, скульптуры из мрамора. В 21 год его постигла настоящая слава великого художника после создания скульптуры «Пеьта».

В период 1508 – 1512 годов Буонаротти занимается созданием грандиозных фресок в Сикстинской капелле в Риме, которые восхищают взоры и сегодня. Им было нарисовано 7 пророков и 5 прорицательниц. В их кольце создал 9 панелей библейских историй.

Вершиной его скульптурных работ является скульптура Моисея, созданная в период 1513 – 1515 годов. Он был первым художником, который вычеканил статую из цельного куска мрамора. До него такого никто не делал, ибо это считалось невозможным. Скульптура излучала страсть, решимость и мужество.

В 1514 году Микеланджело поручают завершить в центре Ватикана базилику Святого Петра, строительство которой началось в 1506 году. Несмотря на то, что закончить ее он не успел, все же его вклад в ее строительство огромен по сравнению с другими архитекторами. Купол для базилики был уже завершен после смерти Буонаротти и по его проекту.

После 1519 года гений искусства практически все время отдает архитектуре. В 1520 году создает для двух герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи часовню. Это была самый грандиозный проект за его жизнь. Скульптуры, созданные им для капеллы, сегодня входят в рейтинг самых совершенных творений.

Во Флоренции он спроектировал Лаврентьевскую библиотеку, присоединенную к церкви Сан-Лоренцо. В ней хранились книги папы Льва X. Занимаясь ее строительством, художник впервые в истории применил новый стиль, названный маньеризмом. И на этом достижения Микеланджело не заканчиваются.

В 1534 году, находясь в Риме, художник начал работу над своим наилучшим творением – фрески «Страшный суд». На ней было изображен Апокалипсис. В общей сложности фреска состоит из 300 фигур и показывает 9 библейских эпизодов из книги Бытия.

Что сделал Микеланджело в сфере литературы?

Последние годы своей жизни Микеланджело посвятил написанию поэзии. На сегодняшний день сохранилось около 300 его стихотворений, 75 сонетов, 95 мадригалов. Первые его стихи достаточно сложны и противоречивы, зачастую воспевают неоплатоническую любовь. А вот поэзия более позднего периода отличается христианскими темами, ясным и простым стилем.

Кроме стихотворений Буонаротти оставил по себе творческое наследие и в виде писем (в количестве 1400), эскизов (около 500 рисунков) и воспоминаний.

Он был первым художником в мире, которого современники признали гением и при жизни называли «Божественный»

Одна из наиболее влиятельных фигур в западном искусствеитальянский живописец и скульптор Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони остается одним из самых знаменитых художников в мире даже спустя более 450 лет после своей смерти. Предлагаю вам познакомиться с наиболее знаменитыми работами Микеланджело от Сикстинской Капеллы до его скульптуры Давида.



Потолок Сикстинской капеллы

При упоминании Микеланджело немедленно приходит на ум прекрасная фреска художника на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год. Работа на потолке Сикстинской Капеллы изображает девять историй из Книги Бытия и считается одной из величайших работ Высокого Ренессанса. Сам Микеланджело изначально отказывался взять проект, поскольку считал себя скорее скульптором, чем живописцем. Тем не менее, эта работа ежегодно продолжает приводить в восторг около пяти миллионов посетителей Сикстинской капеллы.

Статуя Давида, Галерея Академии во Флоренции

Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником, изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки. Первоначально размещенная на флорентийской площади Синьории в 1504 4-метровая скульптура была перемещена в Галерею Академии в 1873, где и остается по сей день.

Скульптура Бахуса в музее Барджелло

Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Вместе с Пьетой, это одна из двух сохранившихся скульптур римского периода творчества Микеланджело. Это также одна из нескольких работ художника, сосредоточение на языческой, а не христианской тематике. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Работы была первоначально заказана кардиналом Раффаеле Риарио, который в итоге от нее отказался. Тем не менее, к началу 16-го века Бахус нашел дом в саду римского дворца банкира Якопо Галли. С 1871 Вакх демонстрируется во флорентийском Национальном музее Барджелло вместе с другими работами Микеланджело, включая мраморный бюст Брута и его незаконченную скульптуру Давида-Аполлона.

Мадонна Брюгге, Церковь Богоматери в Брюгге

Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника. Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона. Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны. Этот эпизод драматично изображен в фильме 2014 года "Охотники за Сокровищами" с Джорджем Клуни в главной роли.

Мучения Святого Антония

Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св. Антония" - первая из известных картин Микеланджело. Полагают, что художник нарисовал ее в возрасте 12 — 13 лет на основе гравюры немецкого живописца 15-го века Мартина Шонгауэра. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Мучение Св. Антония было оценено художниками и писателями 16-го века Джорджо Вазари и Асканио Кондиви - самыми ранними биографами Микеланджело - как особенно любопытная работа с творческим подходом к оригинальной гравюре Шонгауэра. Картина получила широкое признание от пэров.

Мадонна Дони

Мадонна Дони (Святое семейство) является единственным сохранившимся до нашего времени станковым произведением Микеланджело. Работа была создана для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони в честь его свадьбы с Маддаленой, дочерью видной Тосканской благородной семьи Строцци. Картина все еще находится в своей оригинальной рамке, созданной из дерева самим Микеланджело. Мадонна Дони находится в Галерее Уфицци с 1635 года и является единственной картиной мастера во Флоренции. Своим необычным представлением предметов Микеланджело заложил основу для более позднего художественного направления Маньериста.

Пьета в Базилике Св. Петра, Ватикан

Наряду с Давидом, статую Пьеты конца 15-го века считают одной из самых выдающихся и известных работ Микеланджело. Первоначально созданная для могилы французского кардинала Жана де Билье скульптура изображает Деву Марию, держащую Тело Христа после его распятия на кресте. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Перемещенная в собор Святого Петра в 18-м столетии Пьета — единственное произведение искусства, подписанное Микеланджело. Статуя понесла значительный ущерб за эти годы, особенно когда австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот ударил по ней молотком в 1972 году.

Моисей Микеланджело в Риме

Расположенный в красивой римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи "Моисей" был заказан в 1505 Папой Римским Юлием II, как часть его похоронного памятника. Микеланджело так и не успел закончить памятник до смерти Юлия II. Высеченная из мрамора скульптура известна необычной парой рогов на голове Моисея - результатом буквальной интерпретации латинского перевода библии Вульгаты. Предполагалось объединение статуи с другими работами, включая Умирающего Раба, ныне расположенного в Парижском Лувре .

Страшный Суд в Сикстинской Капелле

Еще один шедевр Микеланджело расположился в Сикстинской капелле — Страшный Суд находится на стене алтаря церкви. Он был выполнен спустя 25 лет после того, как художник нарисовал свою внушающую страх фреску на потолке Капеллы. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Великолепное произведение искусства изображает божий суд над человечеством, первоначально вызвавший осуждение из-за наготы. Совет Трента осудил фреску в 1564 и нанял Даниэле да Вольтерру для прикрытия непристойных частей.

Распятие Святого Петра, Ватикан

Распятие Святого Петра — заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. В отличие от многих других изображений Петра ренессансной эры, работа Микеланджело сосредотачивается на намного более темной теме - его смерти. Пятилетний проект восстановления за €3.2 миллиона начался в 2004 году и открыл очень интересный аспект фрески: исследователи полагают, что одетая в синий тюрбан фигура в верхнем левом углу — на самом деле сам художник. Таким образом — Распятие Святого Петра в Ватикане — это единственный известный автопортрет Микеланджело и настоящая жемчужина музеев Ватикана.


См.также:

 


Читайте:



Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Праздник непослушания (Повесть-сказка) Праздник непослушания герои сказки

Михалков Сергей Владимирович Праздник Непослушания Сергей Владимирович Михалков Праздник Непослушания Повесть-сказка "Праздник Непослушания" -...

Почвенный покров южной америки

Почвенный покров южной америки

Страница 1 В отличие от Северной Америки, где изменения в растительном покрове зависят в значительной степени от изменений температурных условий,...

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Время танковых атак, василий архипов Мемуары архипов василий сергеевич время танковых атак

Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2 Страниц: 352 Год издания: 2009 Дважды Герой Советского Союза В.С.Архипов прошел путь от красноармейца...

Cобытия Второй мировой войны

Cобытия Второй мировой войны

Вторая мировая война считается самой крупной в истории человечества. Она началась и закончилась 2 сентября 1945 года. За это время в ней приняло...

feed-image RSS